СОДРУЖЕСТВО
Меню
Опрос для учащихся
Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все ва­рианты ответов к нему. Выбери один вариант ответа, который совпадает с твоим собственным мнением.



Антинаркотическая политика РФ
Стратегия государственной антинаркотической политики РФ
Привет, Гость
Войти
Идентификация
Я забыл свой пароль
Регистрация

Календарь статей
Мая 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
В пятнадцать лет танцы - удовольствие, в двадцать - предлог, в сорок - тягость. /А. Рикар/
Счётчик
Сейчас на сайте - 1 (0 зарег.)
Всего хитов287265 
Сегодня хитов184 
Сегодня хостов22 
[1] [2] [3]
Сайты МОУ 2

Муниципальные образовательные учреждения

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение “Первая университетская гимназия им. Академика В. В. Сороки” адрес Великий Новгород, ул. Б. Московская, д.22/3
Директор БЫСТРОВ Вячеслав Иванович
телефон 63-57-97, 63-48-42
e-mail contact@novline.ru
сайт http://www.gymn1-vnovgorod.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение “Гимназия № 2” адрес Великий Новгород, ул.Ново-Лучанская, д.17
Директор ТОКАРЕВА Светлана Павловна
телефон 77-32-62, 77-43-47, 77-35-02
e-mail gymn2@bk.ru
сайт http://gymn2-nv.edusite.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение “Гимназия № 3” адрес Великий Новгород, ул. Зелинского, д. 42/ 3
Директор ЖМУРКО Александр Владимирович
телефон 65-02-76, 65-40-93
e-mail gymn3@gmail.com
сайт http://www.gimnazium.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение “Гимназия 4” адрес Великий Новгород, ул.Свободы, д.14, корп. 2
Директор МАТВЕЕВА Елена Николаевна
телефон 65-42-14, 65-56-70
e-mail gimn4vn@mail.ru
сайт http://gimn4vn.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - основная общеобразовательная школа “Гимназия “КВАНТ” адрес Великий Новгород, ул. Б. Московская, д. 39а
Директор КИСЕЛЁВА Елена Леонидовна
телефон 63-37-21
e-mail kvant@mail.natm.ru
сайт kvant.edusite.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение “Гимназия “НОВОСКУЛ” адрес Великий Новгород, ул.Прусская, д.4,
ул. Октябрьская, д.30
Директор Шалимо Ирина Анатольевна
телефон 732-539, 73-24-33
e-mail gimn_novo@mail.ru
сайт http://sch6-nov.narod.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение “Гимназия “ЭВРИКА” адрес Великий Новгород, ул. Б. С .- Петербургская, д.94
Директор ГОЛУБЕВ Владимир Васильевич
телефон 62-84-46, 64-50-79
e-mail temp3@yandex.ru
сайт http://www.gimnasiya-evrika.ru
Муниципальное бюджетное учреждение общеобразовательная школа-интернат "Лицей-интернат" адрес Великий Новгород, ул. Студенческая, д.5/1
Директор Федорова Наталья Васильевна
телефон 63-45-80, 63-37-76
e-mail liceyinternat@yandex.ru
сайт http://liceyinternat.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение “Гимназия “Исток” адрес Великий Новгород, ул. Б. С – Петербургская, д.118, к.3
Директор ИЕВЛЕВА Ирина Евгеньевна
телефон 640-047, 64-00-46
e-mail gim-istok@yandex.ru
сайт http://gim-istok.narod.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа “Комплекс “ГАРМОНИЯ” с углубленным изучением иностранных языков” адрес Великий Новгород, ул.Кочетова, д.23, к.2
Директор СЕЛИВАНОВ Андрей Алексеевич
телефон 65-46-96, 61-20-37, 65-40-35
e-mail garm.comp@mail.ru
сайт http:// schools.dnevnik.ru/7370
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением английского языка»” адрес Великий Новгород, ул.Людогощая, д.4
Директор ШАНАЕВА Ирина Львовна
телефон 77-53-74, 77-56-19
e-mail shkn2@yandex.ru
сайт http://shkn2.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа № 4” адрес Великий Новгород, ул.Рогатица, д.27/56
И.о.директора ВЕЙКОВА Ирина Юрьевна
телефон 63-54-62, 63-42-70
e-mail sch_4@mail.ru
сайт http://novsch4.narod.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа № 8” адрес Великий Новгород, ул. Федоровский ручей, д.19
Директор МЕЛЬНИЧУК Наталья Павловна
телефон 63-55-55, 63-55-65
e-mail sch8n@mail.ru
сайт http://5322s8.edusite.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа № 9” адрес Великий Новгород, ул.Свободы, д.6
Директор КУЗЯКИНА Светлана Викторовна
телефон 62-55-88, 62-55-27
e-mail vnschool9@mail.ru
сайт http://www.school9vn.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа № 10” адрес Великий Новгород, ул.Зелинского, д.15
Директор ИВАНИЦКАЯ Наталья Алексеевна
телефон 62-23-16, 62-31-56
e-mail shk-10@yandex.ru
сайт http://school-10.ucoz.net
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением литературы и информатики"” адрес Великий Новгород, ул .Рахманинова, д.7
Директор ЗЕМСКОВА Галина Михайловна
телефон 63-03-20, 63-49-91
e-mail sch13_vn@mail.ru
сайт http://www.Sch13-vn.narod.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа № 14” адрес Великий Новгород, ул.Студенческая, д.17
Директор ПРОТАСОВА Наталья Владимировна
телефон 66-23-56, 63-58-92
e-mail vnschool14@mail.ru
сайт www.5322s14.edusite.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа № 15 имени С.П.Шпунякова” адрес Великий Новгород, пос. Кречевицы
Директор ЧЕСНОКОВА Татьяна Александровна
телефон 793-389, 793-362
e-mail sch151515@mail.ru
сайт http://www.school15--2007.narod.ru/
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа № 16” адрес пос. Деревяницы, ул.20 января, д.14
Директор Цветков Михаил Александрович
телефон 67-73-34, 67-71-53
e-mail vnschool16@yandex.ru
сайт http://www.5322s16.edusite.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа №17" адрес пос.Волховский, ул.Лесная, д.21
Директор ШУЛЬГА Лидия Геннадьевна
телефон 646-483
e-mail vnschool17@yandex.ru
сайт http://vn17sch2008.narod.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №18" адрес Великий Новгород, ул. Ломоносова, д.7а
Директор Васильев Валентин Петрович
телефон 62-42-47, 62-44-04
e-mail school_18vn@bk.ru
сайт http://www.school18novgor.ucoz.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №20 имени Кирилла и Мефодия" адрес Великий Новгород, ул Троицкая- Пробойная, д.13
Директор КОМОГОРЦЕВА Татьяна Витальевна
телефон 732-605
e-mail school20km@mail.ru
сайт http://schools.dnevnik.ru/964
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №21" адрес Великий Новгород, ул.Октябрьская, д.14
Директор ХЕЗИНА Людмила Павловна
телефон 795-941, 77-91-80
e-mail schkola212006@mail.ru
сайт http://www.school-21.nov.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №22" адрес Великий Новгород, ул.Чудовская, д.3
Директор БУЗАКОВА Лариса Викторовна
телефон 77-24-69, 33-54-51
e-mail sch22@yandex.ru
сайт http://www.school22-nov.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №23" адрес Великий Новгород, ул.Зелинского, д.6
и.о.Директора ВАСИЛЬЕВА Светлана ВАСИЛЬЕВНА
телефон 62-30-84, 62-31-28
e-mail school_23_96@mail.ru
сайт http://sch-23-vel-nov.narod.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №25 "Олимп" адрес Великий Новгород, ул. Ломоносова, д.30
Директор Кругленко Ирина Геннадьевна
телефон 62-13-25, 62-13-20, 62-13-02
e-mail school25@inbox.ru
сайт http://schoololimp25.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №26 с углубленным изучением химии и биологии" адрес Великий Новгород, ул. Кочетова, д.35, к.4
Директор ТВОРОГОВА Наталья Анатольевна
телефон 65-10-51, 65-57-85
e-mail vnschool26@yandex.ru
сайт http://www.26-shcool.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №31" адрес Великий Новгород, ул.Псковская, д.44, к.2
Директор ИВАНОВА Вера Николаевна
телефон 733-777, 79-53-79
e-mail school_31@list.ru
сайт http://www.novschool31.narod.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением математики" адрес Великий Новгород, ул .Коровникова, д.9, к.1
Директор БЕЛКАНОВА Светлана Викторовна
телефон 65-58-49, 65-54-78
e-mail http://sch33-vn.narod.ru
сайт http://33school.best.nov.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 34 с углубленным изучением предметов экономического профиля" адрес Великий Новгород, ул.Коровникова, д.11
Директор ДЕМИДОВА Любовь Вячеславовна
телефон 65-04-36, 65-05-63
e-mail vnschool34@yandex.ru
сайт http://vnschool34.ho.ua
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа" адрес Великий Новгород, ул.Кочетова, д. 29, к.3
Директор МИРОНОВА Людмила Евгеньевна
телефон 63-13-39
e-mail vecher21nov@yandex.ru
сайт http://schools.dnevnik.ru/943
19 Мая 2011 10:04:29

Результативность системы воспитания детей и молодежи Великого Новгорода

Результативность системы воспитания детей

и молодежи Великого Новгорода

 

 

Лепнева О. А., доцент кафедры социальных и педагогических технологий ОАОУ ДПО(ПК)С НИРО, к. п. н.

  
Воспитание – сложный социально-педагогический феномен. Говоря о результатах воспитания, зачастую, мы имеем в виду результаты разного уровня и характера. Горожанин, может быть, оценит результативность воспитания детей по отсутствию хамства, разбитых стекол, правонарушений детей и молодежи города. Родитель – по способности своего ребенка действовать самостоятельно, решая разные проблемы, по уважительному отношению к себе, старшим, младшим. Работодатель – по опыту организации деятельности, умению добиваться цели, по активной позиции вчерашних выпускников школ, училищ, лицеев. Сходно одно – размышляя о результате воспитания, ориентируясь на благо человека, мы всегда имеем в виду некие изменения индивидуально-личностных свойств и проявлений ребенка. Представление о результате системы воспитания детей и молодежи города интегрирует и отражает ценности сообщества новгородцев.

Результативность системы воспитания города понимается как достижение изменений в результате – индивидуально-личностных свойствах и проявлениях детей и молодежи в соответствии с целью системы и комплексом критериев, показателей, позволяющих обнаружить эти изменения.

Понимая, что для стабильности и позитивной динамики результатов необходимы оптимальные условия и качественный процесс, направленные как на успешное функционирование, так и на продуктивное развитие, цель данной статьи – представить именно результативность системы воспитания детей и молодежи Великого Новгорода как информацию о личностном становлении юных новгородцев за определенный период.

Важно понять, что обновление и развитие системы воспитания Великого Новгорода в настоящий момент происходит в процессе реализации Комплекса целевых программ «Содружество»:

1. «Ступени» – воспитание в муниципальных учреждениях системы образования, культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта»;

2. «СМИ» – воспитание юных новгородцев средствами массовой информации»;

3. «Новгородские дворы»;

4. «Солнечный круг» – воспитание в семье».

В рамках комплекса реализован муниципальный мониторинг качества воспитания, включающий и эффективность реализации каждой целевой программы, и результативность системы воспитания. Под мониторингом понимается специально организованная и постоянно действующая система необходимой статистической отчетности, сбора и анализа информации, проведения дополнительных информационно-аналитических обследований и оценки (диагностики) состояния, тенденций развития муниципальных проблем воспитания при реализации комплекса целевых программ «Содружество».

Для сбора информации использовался комплекс методов и методик, в числе которых:

- метод анализа статистической информации: методика анализа «Банка данных учащихся, пропускающих уроки без уважительных причин», методика анализа сведений об учащихся, совершивших преступления, состоящих на учете;

- методика «Президентские состязания» (2010 год – 16 358 участников);

- метод опроса на основе Интернет – системы «Монит», включающей методику «Удовлетворенность жизнедеятельностью в школе» (авт. Лепнева О. А., Тимошко Е. А.) (2010 год – 2190 учащихся 9, 11 классов, 2107 родителей из всех школ города, 516 – учащихся УНПО);

- методика «Мой Новгород» (402 учащихся);

- анкета «Выявление степени информированности населения города о качестве реализации целевых программ «Содружество» (179 человек) (авт. Васильева Н. В.);

- метод опроса (Опросники «Директор учреждения образования, культуры, спорта», «Заместитель директора учреждения образования, культуры, спорта», «Классный руководитель» (авт. Лепнева О. А., Тимошко Е. А.);

- метод анализа документов, в том числе представленных на сайтах;

- метод экспертизы и другие.

Субъекты мониторинга осуществляли сбор, хранение, обобщение, анализ информации. Значимо, что в числе субъектов мониторинга – специалисты Института образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, ЦПМСС, образовательных учреждений, Центра физического развития, комитета по образованию, а также руководители целевых программ, научные консультанты.

Анализ результативности осуществлялся специалистами, ответственными за показатель, научными руководителями Комплекса «Содружества» Е. А. Тимошко, заведующей кафедрой социальных и педагогических технологий НИРО, к. п. н., О. А. Лепневой, доцентом кафедры социальных и педагогических технологий НИРО, к. п. н.

Цель Комплекса «Содружество» – развитие системы воспитания, направленной на духовно-нравственное становление, развитие гражданского – правового самосознания, способности к успешной социализации детей и молодежи, на обеспечение их прав и социальной защищенности на основе принципа интеграции действий всех субъектов воспитательного процесса.

Основными целевыми индикаторами и показателями эффективности реализации настоящего Комплекса целевых программ являются:

- доля учащихся, занимающих активную позицию в деятельности школы;

- доля учащихся, чувствующих себя комфортно в первичном коллективе, в учреждении;

- средний уровень физической подготовленности;

- количество учащихся, совершивших преступления;

- доля учащихся, не имеющих пропусков занятий без уважительной причины;

- доля учащихся, проявляющих отношение активной заботы к культурно-историческому наследию Великого Новгорода;

- доля субъектов воспитательного процесса (учащихся, родителей), удовлетворенных деятельностью в образовательном учреждении;

- доля педагогов, прошедших обучение на курсах по проблемам воспитания.

Представляем данные по каждому показателю в динамике на момент начала реализации комплекса «Содружество» в 2007 году и на момент завершения – в 2010 году.

Анализ показывает, что выросла доля учащихся с 78,8 % до 86,4 %, имеющих комфортное самочувствие в первичном коллективе, в образовательном учреждении. Комфортность самочувствия ребенка связана с гуманным характером взаимоотношений субъектов воспитательного процесса, с возможностью повлиять на организацию деятельности в первичном коллективе, учреждении.

Достаточно заметно выросла доля учащихся, чувствующих себя в школе влиятельными людьми – с 76 % в 2007 году до 89,2% в 2010. В первую очередь на такое самоощущение юного новгородца влияет уважение его достоинства, включенность в решение жизненно-важных проблем своего коллектива, учреждения, города. Влияет и более отчетливое правовое поле организации жизнедеятельности – понятные и принятые им правила, законы, требования, система прав и обязанностей.

Большое влияние на самочувствие учащегося оказывает характер отношений. Воспитательное влияние обеспечивают лишь гуманные отношения – доброжелательность, взаимопонимание, доверие, сопереживание, содействие. Анализ показал, что изменилась доля учащихся, отмечающая наличие гуманных отношений с одноклассниками с 76,7 % до 85,9 %. Более доверительными стали отношения с классным руководителем, что отметили 84,7 % учащихся (74,7 % в 2007 году). Также прослеживается позитивная динамика в отношениях учащихся с педагогами школы – с 62,1 % в 2007 году до 76,8 % в 2010. Характер открытых ответов подтверждает эти тенденции, учащиеся выражают благодарность в адрес своих педагогов, тепло отзываются об одноклассниках – «спасибо всем! Вы – самые-самые!», «спасибо нашим учителям, все хорошо». Вместе с тем для повышения комфортности самочувствия учащихся есть потенциалы – необходим акцент в организации любого вида деятельности на становление гуманных отношений. Это подтверждает характер предложений как учащихся – «почаще учитывать мое мнение», «быть более лояльными и гуманными по отношению друг к другу», «внимание и индивидуальный подход к каждому», «замечать положительное», так и родителей – «больше доверия», «требовать построже», «обращать больше внимания на их отношения друг с другом».

Средний балл уровня физической подготовленности учащихся, по мнению экспертов, не имеет «верхней планки», индивидные особенности у всех детей разные. Именно динамика показывает нам, что большинство юных новгородцев ориентированы на здоровый образ жизни: в 2007 средний уровень составлял 28,4, а в 2010 – 30,24 балла. Дополнительная информация дает нам возможность убедиться в том, что эта динамика закономерна. Занимаются в спортивных кружках и секциях города – 82,2 % учащихся (80 % – 2007). Участвовали в городских соревнованиях – 91 % учащихся (73,4 % – 2007).

Обеспеченность плоскостными сооружениями на 1 учащегося – 6,67кв. м (6,32 – 2007), а спортивными залами на 1 учащегося – 2,25 кв. м (1,32 – 2007). Но и при позитивной динамике подготовленности у юных новгородцев и их родителей существует потребность больше заниматься физической культурой и спортом. В числе предложений от более распространенных – «чаще проводить День Здоровья с привлечением родителей», «больше выбор спортивных секций», «больше спортивных мероприятий, особенно зимой» до более редких, но не менее значимых – «ходить всем классом в бассейн», «возможность позаниматься во дворе».

Доля учащихся, занимающих активную позицию в деятельности школы, выросла с 52 % до 55 %. На первый взгляд, динамика по этому показателю невелика. Вместе с тем этот результат лучше среднего показателя по Новгородской области, что свидетельствует о лучшем решении проблем, хотя и не может пока считаться оптимальным.

Активность проявляется в наличии и осознании своих достижений, проявлении и реализации инициатив, умении выделить цель, спланировать, организовать деятельность и подвести итоги. Анализ данных показал, что проявляют инициативы (три и более предложений о жизни школы) – 41,3 %, что больше, чем в 2007 году – 27,9 %. Анализ опыта самостоятельной организации деятельности (сами ставим цель – сами организуем – сами подводим итоги) показал, что лишь 1/5 часть (22 %) готова к самостоятельному решению проблем своего коллектива. Имеют возможность выразить свое мнение в школьной газете 45 % или на сайте образовательного учреждения – 44 %. Недостаток опыта самоуправления может сказаться в дальнейшей жизни выпускника школы как проблемы с самоопределением.

Активность человека взаимосвязана с рефлексивностью, осознанием результатов и процесса собственной деятельности, достижений и затруднений. Анализ количества личностных достижений новгородцев показал, что назвали два и более достижений 64,6 % учащихся, в 2007 таких было 53,8 %. Анализ характера достижений показывает, что отчетливо осознают свои достижения около 1/7 учащихся, например – «наладились отношения с одноклассниками», «автор школьного проекта «65 лет Победы», «имею первый взрослый разряд по лыжам», «создал 2 собственных сайта», «провел классный час в своем классе», «имею пробы пера (пишу книгу)», «научился принимать решения». Многие достижения указаны абстрактно, широко, например «участие в школьных делах», что говорит о неготовности анализировать самоизменения.

Таким образом, потенциал развития активности – в более качественной организации процесса осознания учащимся своей роли в деятельности, своих затруднений и потенциалов (обеспечивается рефлексивным компонентом деятельности, специальными технологиями, формами коллективного анализа и самоанализа), в увеличении форм совместного целеполагания и планирования.

Количество учащихся, совершивших преступления, снизилось с 2007 года более чем в 2 раза – с 38 до 15 человек. Эта динамика свидетельствует о системной работе и качестве межведомственного взаимодействия, вместе с тем не дает повода для успокоенности. Доля учащихся, состоящих на учете, сохраняется примерно на прежнем уровне (65 – 77 человек), что свидетельствует о пристальном внимании к подросткам группы «риска».

В числе состоящих на профилактическом учете по употреблению психоактивных веществ в 2007 году – 172 подростка, в 2008 году – 175, в 2009 году – 140, по заболеванию алкоголизмом в 2007 году – 7, в 2008 году – 10, в 2009 году – 7 несовершеннолетних. По итогам операции «Подросток» в 2009 году в Великом Новгороде выявлено 87 семей, находящихся в социально опасном положении, которые требуют педагогической, психологической и социальной помощи, в них проживают 98 учащихся общеобразовательных учреждений. Из них 58 семей состоят на учете в ГУСО «Центр социальной помощи семье и детям».

Некоторые предложения родителей отражают значимые позиции профилактики асоциального поведения – «видеть личность в каждом», «чаще привлекать специалистов для общения с родителями», «активнее привлекать к делам в классе середнячков», «больше совместных мероприятий с родителями», «больше мероприятий, направленных на развитие микрорайона». Ценность семьи для молодых новгородцев признается 53 % респондентов (социологические исследования Н. В. Васильевой).

Ответственное отношение к труду, ценность познания, права, коллектива взаимосвязаны с ответственностью за основной вид деятельности юных новгородцев – учебу. Доля учащихся, имеющих пропуски занятий без уважительной причины, снизилась за период реализации комплекса «Содружество» с 0,3 % до 0,05 %. Хотя эти 0,5 % составляют всего 10 человек, отношение и поведение каждого ребенка остаются предметом заботы, акцент в анализе динамики показателя делается на изучение причин.

Анализ причин позитивной динамики результатов показал, что на ответственное отношение к занятиям повлияли изменившиеся условия и организация процесса в учреждении. Так, например, доля учащихся, отметивших позиции «интересно на многих уроках» выросла с 70 до 86 %, «в классе интересная жизнь» с 81 до 90 %, «интересны общешкольные дела» с 72 до 87 %.

Отметили значительное положительное влияние школы на личностное развитие учащегося – 64,7 % учащихся, 74,3 % родителей. Влияние слабое, но положительное, по мнению 24,6 % учащихся и 20,5 % родителей.

В числе мер, обеспечивающих сохранение посещаемости занятий можно выделить наиболее часто встречающиеся предложения, связанные с индивидуальной поддержкой ребенка: «внимание и индивидуальный подход к каждому», информирование родителей о промежуточных и итоговых результатах учащегося – «ввести интернет-дневник», «больше информации про достижения и проблемы ребенка». Предложения учащихся связаны с качеством организации деятельности и отношений – «больше открытых уроков, поездок, походов, практикумов», «взаимопонимания и уважения», «больше самостоятельных работ с использованием Интернета», «задавать больше творческих домашних работ», «включать в уроки научные фильмы», «интерактивные технологии».

Доля учащихся, проявляющих отношение активной заботы к культурно-историческому наследию Великого Новгорода выросла с 70,1 до 73,4 %.

Значимо, что 96 % опрошенных назвали любимый уголок города, в числе которых преобладают Кремль и окружающая его парковая зона, набережная А. Невского, Витославлицы, Ярославово дворище, улицы города, на которых дети выросли. В то же время, для представления города гостям лишь 54,1 % учащихся смогли назвать несколько культурно-истори­ческих памятников, что говорит как о недостаточной полноте представления о богатстве культурно-исторического наследия города, так и о личностном отношение. Можно считать положительным тот факт, что у 84 % опрошенных в то же время выражена потребность в новой информации, более глубоком освоении наследия.

Большое значение имеет добровольность участия в делах, направленных на сохранение красивого облика города, его наследия. Учащиеся назвали различные мероприятия, в которых они принимали участие, заботясь о городе. В их числе выделяются акция «Чистый берег» – 95 %, конкурс агитбригад «Я – новгородец» – 42 %.

В названных выше и других делах участвовали 87,6 % опрошенных, но добровольно – лишь 58,4 %. Вместе с тем анализ показал, что добровольность участия значительно выше в делах, имеющих социальную значимость – археологические раскопки, акция «Чистый берег», Рождественский марафон.

87,6 % учащихся считают, что проявляют заботу о наследии Новгорода. Вместе с тем лишь треть из них аргументируют свою позицию, подтверждая ее опытом конкретной деятельности, то есть осознают и проявляют активную позицию в заботе о городе: работают экскурсоводом, участвуют в озеленении и благоустройстве, рассказывают младшим. Этот факт можно выделить как воспитательный потенциал – важно, чтобы юный новгородец осознавал личный опыт заботы в процессе конкретного социально – полезного дела.

Более 3/4 опрошенных имеют творческие работы о Великом Новгороде. Вместе с тем большая часть работ (63 %) – это доклады, сообщения, то есть формы информирования. Лишь каждый десятый учащийся назвал стихотворение, 7 % – песню, 5 % видеофильм. То есть эмоционально-чувственная сфера, как предмет работы в процессе воспитания, может быть задействована активнее.

На наш взгляд, важно, что, по мнению учащихся, в наибольшей степени повлияли на их отношение к Новгороду родители – 80 %, школа – 67,5 %, школьный педагог – 49 %, друг – 15 %.

Юные новгородцы ориентированы на обновление города, что подтверждают их предложения. Большая часть – связана с организацией городской среды, доступной для активного саморазвития: велосипедные дорожки, аквапарк, Интернет-клубы, выставки молодежного искусства, новые музеи, театры. Часть предложений реализована через социальные проекты, поддержанные в рамках комплекса «Содружество». За последние три года доля проектов юных выросла более чем вдвое.

Показатель «Доля субъектов воспитательного процесса, удовлетворенных деятельностью в образовательном учреждении (учащихся, родителей)» характеризует субъектный взгляд на организацию воспитательного процесса. Анализ показал, что доля учащихся, удовлетворенных деятельностью в образовательном учреждении выросла с 82 до 87,2 %. На удовлетворенность учащихся повлияло качество организации деятельности (на уроке, вне урока, вне школы). Так, например, доля учащихся, отмечающих дела, оказавшиеся для них интересными и привлекательными, выросла до 4/5 от числа опрошенных, ранее таких было 2/3.

Отметим, что сильной стороной и потенциалом воспитания Великого Новгорода остается атмосфера и традиции учреждения, они привлекают от 84,5 % (2007) до 93,6 % (2010). Эта же позиция лидирует у 97 % родителей. Многое в становлении учащегося зависит от характера деятельности и общения в первичном коллективе. От 81,8 % учащихся в 2007 году до 93, 3% в 2010 отмечают, что в их классе – интересная жизнь.

Выросла удовлетворенность учащихся возможностью выбора содержания и форм деятельности (с 78,4 до 93,3 %), возможностью проявить себя (с 77,4 до 88,4 %), возможностью обсудить свои проблемы со сверстниками и педагогами (с 70,6 до 88,3 %). Эти данные свидетельствуют об обращенности учреждения к потребностям и проблемам ребенка. Вместе с тем, анализ характера предложений учащихся позволяет выделить потенциалы. Необходим акцент на работу самоуправления учащихся, так как более половины инициатив – способы обновления организации деятельности на уроке, в классе, в школе.

Заметна и позитивна динамика удовлетворенности учащихся качеством организации уроков и общешкольных дел. Анализ показал, что чаще используются возможности города, организовано больше выездных, экскурсионных форм; используются информационно-коммуникационные технологии. Чаще используется потенциал специалистов и социальных партнеров.

Доля родителей, удовлетворенных деятельностью в образовательном учреждении, выросла с 81,6 до 95,2 %. При этом важно отметить, что выросла активность родителей в делах школы, в том числе доля инициатив. Например, треть родителей внесла три и более предложений по обновлению жизни в школе, классе, в общении субъектов воспитания. В числе предложений можно выделить потребность в расширении полномочий самоуправления (как родителей, так и учащихся), например, «можно активнее вовлекать родителей в работу», «чаще проводить совместные собрания родителей и детей», «расширить полномочия ученического самоуправления», «родители почаще должны выступать на родительских собраниях», «сохранить родительские конференции для решения важных вопросов». Родители готовы поддержать инициативы учреждения, где воспитывается их ребенок. Воспитательный потенциал – развитие субъектной позиции родителя, его активности, творчества, ответственности.

Большинство родителей устраивает информация об особенностях, требованиях образовательного учреждения, результатах образования ребенка. Вместе с тем 5,5 % родителей хотели бы получить больше информации о ценностях и цели учреждения, по 4,2 % – о результатах воспитания в ОУ и о затруднениях своего ребенка. Предложения родителей подтверждают эти потребности: «информировать родителей о школьных мероприятиях больше», «вести на сайте классный журнал с оценками», «чтобы можно было контактировать с педагогами через сеть». Анализ сайтов учреждений показал, что не всегда предусмотрена возможность «обратной связи». На сайте комплекса «Содружество» такая возможность родителям предоставлена.

Родители ориентированы на более активное и системное использование в воспитательном процессе социокультурных потенциалов города: «на будущее – встречи с интересными людьми города», «посещать культурные мероприятия города вместе», «чаще организовывать общественно-полезный труд».

Удовлетворенность родителей возможностью обращения к специалисту (психологу, социальному педагогу, врачу) выросла с 77,8 до 87,3 %, при этом потребность в консультировании, просвещении не снижается, что подтверждает анализ предложений, в числе которых – «больше занятий-тренингов общения с психологом», «консультации по воспитанию».

На наш взгляд, существенно, что значительная часть родителей учащихся выпускных классов (98,3 %) удовлетворена деятельностью классного руководителя. Половина из них благодарна педагогу. Доля родителей, отметивших, что для них интересны родительские собрания выросла до 90,4 % вместо 65 % в 2007.

В 2010 году для 69,5 % родителей активная позиция классного руководителя выступает мотивом их участия в школьной жизни ребенка, для 60 % – собственное желание сделать жизнь ребенка интересной и насыщенной, для 65 % – доброжелательное и внимательное отношение педагогического коллектива к родителю.

Доля педагогов, прошедших обучение на курсах по проблемам воспитания 2007 – 55,65 %, в 2010 – 2010 – 85,07 %. Неслучайно, как один из эффектов качественного воспитательного процесса исследователями выделяется саморазвитие мировоззренческой позиции самого воспитателя.

Анализ динамики результативности позволяет сделать выводы о том, что:

- комплекс целевых программ «Содружество» оказал позитивное влияние на качество воспитания в Великом Новгороде.

- полученные результаты были достигнуты благодаря широкому информированию населения о достижениях и затруднениях системы воспитания, увеличению числа субъектов воспитательного процесса и развитию новых форм сотрудничества между ними, введению новых городских традиций, сохранению и увеличение сети клубов по месту жительства, созданию механизма поддержки творческих инициатив детей и молодежи для реализации социально-значимых проектов, созданию системы мониторинга качества воспитания, повышению компетентности кадров воспитания, расширению статей финансирования организации процесса воспитания.

- в Великом Новгороде реализуется открытая, саморегулируемая система воспитания, обеспечивающая личностное становление детей и молодежи. 

 

 

 


21 Апреля 2011 13:36:15

Образовательные учреждения как центры консолидации институтов воспитания

Образовательные учреждения как центры

консолидации институтов воспитания

 

 

Тимошко Е. А., заведующий кафедрой социальных и педагогических технологий ОАОУ ДПО(ПК)С НИРО, к. п. н.

 

 Сегодня время активного развития и преобразования нашего общества, в котором идет модернизация системы образования – как его стратегической сферы. Любое преобразование всегда связано с инновационной деятельностью, поиском эффективных условий и факторов развития, экспериментированием.

В настоящее время не остается равнодушных к проведению педагогических экспериментов. Не только учителя, руководители образовательных учреждений, но и родители интересуются, как обновляется школа. Общество в целом ожидает, что педагогический эксперимент – это попытка найти решение хотя бы части проблем социального масштаба.

В 2006 году по заказу Федерального института развития образования (г. Москва) на базе Великого Новгорода был открыт федеральный эксперимент по теме «Образовательные учреждения как центры консолидации институтов воспитания». Научное руководство от ФИРО осуществлялось Евтушенко Сергеем Викторовичем, заведующим лабораторией методологии воспитательной работы в системе образования, доктором педагогических наук, президентом Научно-педагогического объединения «Воспитательная система».

Участниками эксперимента стали шесть образовательных учреждений Великого Новгорода, назовем их: «Первая университетская гимназия им. В. В. Сороки», «Гимназия № 3», «Средняя общеобразовательная школа № 23 с углубленным изучением предметов гуманитарно-эстетического цикла», «Средняя общеобразовательная школа № 31», «Средняя общеобразовательная школа № 34 с углубленным изучением предметов экономического профиля», Государственное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный лицей № 28».

На наш взгляд, погружаясь в организацию экспериментальной деятельности, необычной, со многими «неизвестными», необходимо ответить на вопросы: «Что ожидается от эксперимента?», «Какова стратегия движения к достижению цели?», «Каким образом нужно отслеживать, фиксировать получаемые результаты?». В процессе реализации эксперимента его участники решали эти задачи.

Актуальность такого эксперимента очевидна еще и потому, что в процессе его осуществления была реализована главная идея Концепции развития системы воспитания детей и молодежи в Великом Новгороде – «согласование действий всех субъектов воспитательного процесса в решении проблем воспитания детей и молодежи». Концепция создана (утверждена Думой Великого Новгорода от 28.08.2006 г., № 344) как методологическая основа для организации воспитательной деятельности по созданию условий воспитания, становления, развития и самовоспитания юных новгородцев. В ходе эксперимента шел поиск путей создания модели городской макровоспитательной системы, эффективных форм сотрудничества при формировании межведомственных, общественно-государ­ственных начал городской воспитательной системы, системы оценки влияния взаимодействующих субъектов на качество и результативность воспитательного процесса в образовательных учреждениях.

Образовательные учреждения, участвующие в экспериментальной работе, выступили центрами консолидации субъектов воспитания Великого Новгорода. Ставилась цель обновить систему взаимодействия субъектов воспитания Великого Новгорода и определить характер ее влияния на качество и результативность воспитательного процесса в образовательном учреждении.

В процессе исследования перед участниками также встал вопрос: «Как сделать такое взаимодействие позитивно влияющим на результат воспитания в ОУ?».

В процессе позиционирования своих результатов в организации воспитательного процесса, образовательных услуг в целом, педагогическим коллективам образовательных учреждений удалось инициировать и включить во взаимодействие более 40 организаций, общественных и государственных институтов, представителей власти и бизнеса. Например, в активное сотрудничество по созданию условий для эффективного воспитания юных новгородцев включились: клуб «Коренные новгородцы», Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Администрация Великого Новгорода Городская Дума, городская и областная избирательные комиссии, фирма «Галичи», фирма «Бронислава», театр «Малый», драматический театр им. Ф. М. Достоевского, союз пенсионеров Новгородской области, новгородский областной Дом народного творчества и многие другие. Важно подчеркнуть, что эффективным взаимодействие будет, если партнеры определят значимый для обеих сторон «предмет» такого взаимодействия.

В условиях Великого Новгорода таковыми стали: гражданско-патрио­тическое воспитание детей и молодежи; дополнительное образование детей и просвещение, в том числе населения; допрофессиональная подготовка учащихся; социальная и педагогическая поддержка решения проблем учащихся, педагогов, родителей; организация досуга по месту жительства, развитие физкультуры и спорта; освоение предметной среды и общественно-государственное управление. На наш взгляд, при условии заинтересованности всех взаимодействующих в  деле воспитания молодежи на пространстве макровоспитательной системы города лидерство и инициатива в процессе такой консолидации должны принадлежать школе.

В этом плане педагогические коллективы образовательных учреждений  собрали и проанализировали, разработали и реализовали более 53 форм деятельности с детьми, родителями, населением города во взаимодействии с партнерами. Это дела и мероприятия как в школе, так и в освоенной среде города. В ходе эксперимента определены наиболее эффективные из них: проведение программ по бытовой ремесленной культуре и праздников народного календаря (школа № 31); социальная акция по бесплатному обслуживанию пенсионеров и детей детского дома в парикмахерской (ПЛ-28); проведение «Университетского часа» и экономических игр (Гимназия № 1); консультирование воспитанников цирковой студии «Каскад» (школа № 23); занятия и производственная практика для учащихся на базе колледжа (школа № 23); организация деятельности органа ученического самоуправления «Вече» (гимназия № 1); вручение именных стипендий учащимся и другие. Только компетентные педагоги способны к инновационной деятельности. В процессе эксперимента в разных ресурсных центрах Новгородские учителя повышали свою квалификацию. Многие из них успешно обучались на базе НИРО по заказу Комитета образования Великого Новгорода (классных руководителей за этот период обучено более 300 человек).

На наш взгляд, именно взаимодействие педагогов и партнеров на основе совпадающих нравственных ценностей, принципов, непрерывного самообразования, обеспечило возможность появления новых организационных форм работы, таких как клуб «Встречи с интересными людьми», клуб «Любители истории Отечества», бесплатных групп здоровья по плаванию, групп курсовой подготовки по ИКТ для пенсионеров и многих других. Жители микрорайонов города включились в активную воспитательную деятельность по месту жительства. Все это способствует решению личностных проблем учащихся и родителей.

В процессе освоения предметной среды образовательного учреждения и социокультурных потенциалов города для учащихся появилась возможность выбора творческих объединений дополнительного образования детей культурологической направленности. Произошло становление системы ученического самоуправления, а значит, и расширились возможности выражать собственное мнение, влиять на жизнедеятельность в школе. В процессе взаимодействия учащихся и представителей старшего поколения произошло обогащение опыта заботы и милосердного отношения к другим людям. Следует отметить, что удовлетворенность учащихся и родителей организацией жизнедеятельности в образовательных учреждениях – участниках эксперимента в среднем выросла с 77,8 % (учащиеся) и с 73,3 % (родители) в 2007 году до 87,4 % и 79,1 % соответственно в 2010 году.

Для того, чтобы определить, как повлияли новые возможности организации воспитательного процесса на становление юных новгородцев и их личностную направленность в поведении, были определены показатели, по которым это и изучалось. Назовем их: активность в школьной деятельности, активная забота о культурно-историческом наследии Великого Новгорода, характер влияния ОУ на личностное развитие учащегося, индивидуально-личностные достижения.

Об успешности и положительных результатах экспериментальной работы говорит тот факт, что по всем показателям произошли заметные позитивные изменения в развитии учащихся. Например, активность в среднем возросла с 45,5 % в 2007 году до 52,3 % в 2010 году. При этом 63,5 % учащихся высказались о сильном позитивном влиянии школы на их развитие (в 2007 году – 47,5 %). Об осознании своего личностного роста говорит тот факт, что в 2010 году назвали два и более своих достижений – 71,4 % опрошенных (в 2007 году – 59,5 %). Очевидно, что изменилось отношение большинства учащихся к деятельности, к себе как ее субъекту и другим, кто оказал влияние на их становление. Особое значение имеет отношение активной заботы к культурно-историческому наследию Великого Новгорода – как проявление патриотического чувства, патриотической позиции. Если в 2007 году 74 % опрошенных учащихся проявили такое отношение к своему родному городу, то в 2010 году – уже 79 %. Таким образом, очевидно, что системное, основанное на взаимном интересе, вкладе друг в друга и ответственности, взаимодействие всех субъектов воспитания в пространстве Великого Новгорода положительно влияет на нравственное становление юных новгородцев.

Эксперимент завершен. На основе эффективных форм взаимодействия образовательных учреждений с партнерами создана модель городской макровоспитательной системы и определены способы оценки эффективности ее функционирования. В целом, получена позитивная динамика результативности и качества воспитательного процесса в образовательных учреждениях – участниках ОЭР.

При этом выявлены некоторые проблемы. Имеет смысл отработать способы и приемы включенности субъектов взаимодействия в проектирование изменений воспитательной системы на уровне ОУ и на муниципальном уровне. Создать наиболее наглядные, доступные всем формы представления результатов воспитания населению города, формы аналитической работы с такими результатами.

Именно поэтому логическим продолжением эксперимента стала разработка комплекса целевых программ «Содружество» по воспитанию учащихся и молодежи. В творческую группу по реализации этой задачи вошли представители структурных подразделений Администрации Великого Новгорода, государственных, муниципальных и автономных учреждений образования, культуры, молодежной политики, спорта, социального обслуживания и здравоохранения, общественных, общественно-государственных, государственных организаций и средств массовой информации. «Содружество» – это механизм развития системы воспитания в Великом Новгороде, направленной на духовно-нравственное становление, гражданско-правовое самосознание детей и молодежи, формирование способности к успешной социализации, обеспечение их прав и социальной защищенности на основе интеграции действий всех субъектов воспитательного процесса.

Сегодня уже успешно реализуется Комплекс целевых программ «Содружество – 2» при координирующей роли комитета по образованию Администрации Великого Новгорода и научном руководстве кафедры социальных и педагогических технологий Новгородского института развития образования.

По выражению И. Канта, воспитание – это самая большая проблема и самая трудная обязанность человека. Мы надеемся, что каждый участник «Содружества» понимает это и желаем нам всем УСПЕХА!


21 Апреля 2011 13:34:39

Малова. Из опыта работы педагога.

Из опыта работы педагога

 

 

Шаги к успеху

 

 

Малова Н. П., учитель биологии МАОУ «Гимназия» г. Старая Русса, заслуженный учитель РФ

Более 30 лет я  работаю в образовании. Многое изменилось за эти годы:

- школа стала более открытой для общества;

- учителю дана возможность выбора программ, технологий, методик обучения и т.д.;

- оплата труда по результату;

- привлечение общественности к образовательному процессу;

- сложная демографическая обстановка заставляет «бороться» за каждого ученика, стремиться удержать его в своей школе и привлечь других детей.

В данной ситуации встают вопросы:

- как привлечь к школе внимание общественности;

- как научиться общаться с социумом, обсуждая свои проблемы;

- как быть конкурентоспособным на рынке труда;

-как мотивировать ученика к учебной деятельности.

Эти вопросы требуют ответа именно сегодня.

«Ребенок приходит в школу не учиться, а общаться» (М. Н. Скаткин).

Мое педагогическое кредо: «Обращаясь с ближними так, как они того заслуживают, мы делаем только хуже; обращаясь с ними так, как будто они лучше того, что они представляют в действительности, мы заставляем их становиться лучше». (И. Гете)

Мой девиз: «Равные возможности для всех!»

Моя педагогическая философия:

- Не давать знания по предмету, а создавать условия для конструирования собственного знания.

- «Человек никогда не преуспеет в жизни, если не познает успеха в чем-то для себя очень важном» (Глассер).

- Важен не только результат, но и сам процесс деятельности.

- Сильные стороны актуализировать, над проблемными – работать.

Учение начинается с удивления, интереса, с уважения к Истине и поиску ее.

Я горжусь своими учениками, и их успехи – это и мои успехи:

Средний балл ЕГЭ и ГИА по биологии стабильно выше областного более чем на 10 единиц. Стопроцентное подтверждение оценки по биологии. Высокий процент поступления в престижные вузы по профилю обучения.

Мои ученики являются ежегодными призерами предметных конкурсов, олимпиад по биологии и экологии различных уровней.

Информация о призерах Международных и Всероссийских олимпиад Шилове Евгении и Сахине Валере занесена в книгу «Лучшие люди России».

Как мне это удается?

Главное – мотивировать ученика к учебной деятельности. По определению А. Маслоу, мотивация – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей человека. Когда наиболее сильные и приоритетные потребности удовлетворены, возникают и требуют удовлетворения потребности, стоящие в иерархии следом за ними. Тут, как говорится, не перепрыгнешь!

Для достижения высшей потребности в самовыражении первым шагом является создание собственного имиджа, чтобы дети поверили мне как человеку и педагогу. Я всю жизнь работаю над этим. Сейчас легко – имидж работает на меня, но в начале моей карьеры было очень трудно. При создании имиджа важно все:

- внешний имидж – стиль, манеры, улыбка;

- внутренний имидж – настроение, чувство сопереживания, отношения с учениками;

- неосязаемый имидж – эмоциональный настрой, «дух», энергетика;

- юмор – основная черта учителя, тоскливым в школе делать нечего. (Пример: объяснение объективных и субъективных законов.) Дети шутят: «Если вы не «прикольнетесь», то мы ничего не запомним».

Имидж базируется на принципах. Мой главный принцип – не научить биологии, а сделать ребенка чуточку лучше.

Шаг второй. Установление доверительных взаимоотношений с участниками образовательного процесса.

Создание ситуации, когда ученик может решать собственные проблемы через взаимоотношения с учителем. Не всегда дети могут о наболевшем поговорить с родителями. Я должна стать доверенным лицом ученика. (Пример: составление родословных, болезни.)

Нельзя забывать о том, что выпускника надо адаптировать в социум, чтобы он чувствовал себя комфортно. (Пример: студенты учатся по моим конспектам и приезжают ко мне за консультацией.) Использую вузовские методики в старших классах (диспуты, дебаты, семинары и т. д.).

Шаг третий. Умение импровизироватьэто путь восхождения к педагогическому мастерству. Урок – это целая жизнь. Мои близкие удивляются, что я до сих пор учу дома уроки, но я вхожу в класс не с готовым планом, а с готовностью его изменить. Ведь урок – это целая жизнь, полная неожиданностей. Надо уметь увидеть, что детей волнует в данный момент.

Шаг четвертый. Создание «ситуации успеха», но оно должно быть связано с преодолением трудностей, с требованием постоянных волевых и эмоциональных усилий (элемент технологии фрустрации). Важна оценка достижений по результату и поощрение успехов каждого ребенка независимо от размеров достижений (прием «аплодисменты»).

Шаг пятый. Право на ошибку. Не торопить события, не стремиться научить действовать «как надо» с гарантией на успех. Неудачный собственный опыт ученика дает больший эффект, чем решенная за него проблема. Надо научить ребенка разделять ответственность за результат вместе со мной (Пример: выбор тем исследовательских работ.)

Шаг шестой. Выделение ценностного аспекта знаний по биологии. Биология – наука о жизни. Что может быть более ценным, чем сама жизнь?! Проблемы здоровья, толерантности, выбора будущей специальности и т.д.

Шаг седьмой. Обеспечение доступности изложения материала. Это требует владения всеми современными образовательными технологиями. Я отдаю предпочтение интегральным технологиям, которые вбирают в себя элементы проблемных, личностно-ориентированных,  развивающих технологий.

При обучении биологии, где очень большой объем содержания, необходимо применение технологии диалектического способа обучения, который включает приемы анализа, сравнения, абстрагирования, обобщения.

В настоящее время широко использую информационные технологии. В моем кабинете имеется компьютер, интерактивная доска. Для детей есть возможность создавать презентации, работать в Интернете и т.д. Но надо помнить,  что для учащихся важно живое общение с учителем.

Ребенок должен иметь право выбора учителя, предмета, методов обучения. (Пример: распределение заданий по теме «Эволюция»:

- «лирикам» прочитать произведение И. Стоун «Происхождение», сочинить поэму о Дарвине;

- «художникам» нарисовать и защитить опорный конспект по движущим силам эволюции;

- «мыслителям» – продумать дебаты по теме «Происхождению человека»).

Шаг восьмой. Создание развивающей мотивационной среды.

С этой целью использую:

- потенциал родителей (проведение специалистами лекций, практических занятий, экскурсий и т. д.);

- взаимодействие с высшей школой «Гимназии» создана программа «Одаренные дети», где выделен блок мотивации учащихся. Я являюсь руководителем ресурсного центра по работе с одаренными детьми. Одной из форм работы является приглашение преподавателей высшей школы для занятий с одаренными учащимися школ города и района);

- привлечение резервов дополнительного образования, экологический клуб «Бемби», создание межшкольного экологического объединения «Экорус»;

- сетевое взаимодействие ОУ на основе принципов паритетной кооперации (проведение межшкольных факультативов, элективных курсов;

- взаимодействие с выпускниками (встречи с выпускниками различных вузов для проведения публичных лекций, консультаций, диспутов и т. д.).

Приемы мотивации помогают повысить компетентность и конкурентоспособность ученика.

 

21 Апреля 2011 13:31:54

Видеотрансляции школ2

Видеоконференция "Стратегия образования 2010: итоги реализации и новые вызовы времени"

25 Августа 2010 09:54:12

Видеотрансляции школ
Видеотрансляции школ
06 Августа 2010 11:21:17

Видеотрансляция

Видеотрансляция

02 Августа 2010 10:32:39

Центры внешкольной работы по микрорайонам
Центры внешкольной работы по микрорайонам
20 Ноября 2009 20:39:43

Музыкальные школы, художественная школа, библиотека "Читай город"
Музыкальные школы, художественная школа, библиотека "Читай город"
20 Ноября 2009 20:13:46

Городские центры досуга
Городские центры досуга
20 Ноября 2009 20:13:18

Спортивные школы
Спортивные школы
20 Ноября 2009 19:49:53

Общеобразовательные школы
Общеобразовательные школы
20 Ноября 2009 19:04:49

Приглашаем всех неравнодушных
Приглашаем всех заинтересованных в улучшении условий проведения итоговой аттестации в 9 классах принять участие в нашем опросе.
05 Ноября 2009 12:26:55

Пути преодоления проблем первоклассника
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни: беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством тре-бований, обязанностей и ограничений.
22 Октября 2009 11:01:56

Сайты МОУ

Муниципальные образовательные учреждения

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение “Первая университетская гимназия им. Академика В. В. Сороки” адрес Великий Новгород, ул. Б. Московская, д.22/3
Директор БЫСТРОВ Вячеслав Иванович
телефон 63-57-97, 63-48-42
e-mail contact@novline.ru
сайт http://www.gymn1-vnovgorod.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение “Гимназия № 2” адрес Великий Новгород, ул.Ново-Лучанская, д.17
Директор ТОКАРЕВА Светлана Павловна
телефон 77-32-62, 77-43-47, 77-35-02
e-mail gymn2@bk.ru
сайт http://gymn2-nv.edusite.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение “Гимназия № 3” адрес Великий Новгород, ул. Зелинского, д. 42/ 3
Директор ЖМУРКО Александр Владимирович
телефон 65-02-76, 65-40-93
e-mail gymn3@gmail.com
сайт http://www.gimnazium.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение “Гимназия 4” адрес Великий Новгород, ул.Свободы, д.14, корп. 2
Директор МАТВЕЕВА Елена Николаевна
телефон 65-42-14, 65-56-70
e-mail gimn4vn@mail.ru
сайт http://www.gimn4vn.narod.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение “Гимназия “КВАНТ” адрес Великий Новгород, ул. Б. Московская, д. 39а
Директор КИСЕЛЁВА Елена Леонидовна
телефон 63-37-21
e-mail kvant@mail.natm.ru
сайт kvant.edusite.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение “Гимназия “НОВОСКУЛ” адрес Великий Новгород, ул.Прусская, д.4,
ул. Октябрьская, д.30
Директор МАТВЕЕВА Светлана Борисовна
телефон 732-539, 73-24-33
e-mail gimn_novo@mail.ru
сайт http://sch6-nov.narod.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение “Гимназия “ЭВРИКА” адрес Великий Новгород, ул. Б. С .- Петербургская, д.94
Директор ДОМБРОВСКАЯ Людмила Владимировна
телефон 62-84-46, 64-50-79
e-mail temp3@yandex.ru
сайт http://www.gimnasiya-evrika.ru
Муниципальное общеобразовательная школа-интернат “Лицей-интернат” адрес Великий Новгород, ул. Студенческая, д.5/1
Директор ГРЕБЕНЩИКОВА Ирина Петровна
телефон 63-45-80, 63-37-76
e-mail liceyinternat@yandex.ru
сайт http://liceyinternat.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение “Гимназия “Исток” адрес Великий Новгород, ул. Б. С – Петербургская, д.118, к.3
Директор ИЕВЛЕВА Ирина Евгеньевна
телефон 640-047, 64-00-46
e-mail gim-istok@yandex.ru
сайт http://gim-istok.narod.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа “Комплекс “ГАРМОНИЯ” с углубленным изучением иностранных языков” адрес Великий Новгород, ул.Кочетова, д.23, к.2
Директор СЕЛИВАНОВ Андрей Алексеевич
телефон 65-46-96, 61-20-37, 65-40-35
e-mail garm.comp@mail.ru
сайт http://www.garmvn.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением английского языка»” адрес Великий Новгород, ул.Людогощая, д.4
Директор ЧЕРНОВА Людмила Михайловна
телефон 77-53-74, 77-56-19
e-mail shkn2@yandex.ru
сайт http://www.school2.my1.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа № 4” адрес Великий Новгород, ул.Рогатица, д.27/56
Директор СЕРГЕЕВА Ольга Федоровна
телефон 63-54-62, 63-42-70
e-mail sch_4@mail.ru
сайт http://novsch4.narod.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа № 8” адрес Великий Новгород, ул. Федоровский ручей, д.19
Директор МЕЛЬНИЧУК Наталья Павловна
телефон 63-55-55, 63-55-65
e-mail sch8n@mail.ru
сайт http://5322s8.edusite.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа № 9” адрес Великий Новгород, ул.Свободы, д.6
Директор КУЗЯКИНА Светлана Викторовна
телефон 62-55-88, 62-55-27
e-mail vnschool9@mail.ru
сайт http://www.vn-school9.narod.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа № 10” адрес Великий Новгород, ул.Зелинского, д.15
Директор ИВАНИЦКАЯ Наталья Алексеевна
телефон 62-23-16, 62-31-56
e-mail shk-10@yandex.ru
сайт http://school-10.ucoz.net
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением литературы и информатики"” адрес Великий Новгород, ул .Рахманинова, д.7
Директор ЗЕМСКОВА Галина Михайловна
телефон 63-03-20, 63-49-91
e-mail sch13_vn@mail.ru
сайт http://www.Sch13-vn.narod.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа № 14” адрес Великий Новгород, ул.Студенческая, д.17
Директор ПРОТАСОВА Наталья Владимировна
телефон 66-23-56, 63-58-92
e-mail vnschool14@mail.ru
сайт www.5322s14.edusite.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа № 15 имени С.П.Шпунякова” адрес Великий Новгород, пос. Кречевицы
Директор ЧЕСНОКОВА Татьяна Александровна
телефон 793-389, 793-362
e-mail sch151515@mail.ru
сайт http://www.school15--2007.narod.ru/
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа № 16” адрес пос. Деревяницы, ул.20 января, д.14
Директор БОРИСЕНКО Валентина Алексеевна
телефон 67-73-34, 67-71-53
e-mail vnschool16@yandex.ru
сайт http://www.5322s16.edusite.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа №17" адрес пос.Волховский, ул.Лесная, д.21
Директор ШУЛЬГА Лидия Геннадьевна
телефон 646-483
e-mail vnschool17@yandex.ru
сайт http://vn17sch2008.narod.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №18" адрес Великий Новгород, ул. Ломоносова, д.7а
Директор ЛЫСЕНКО Анна Михайловна
телефон 62-42-47, 62-44-04
e-mail school_18vn@bk.ru
сайт http://www.school18novgor.ucoz.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №20 имени Кирилла и Мефодия" адрес Великий Новгород, ул Троицкая- Пробойная, д.13
Директор ЕЛЬКИНА Людмила Валентиновна
телефон 732-605
e-mail school20km@mail.ru
сайт http://school20.home.nov.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №21" адрес Великий Новгород, ул.Октябрьская, д.14
Директор БОЛОТОВА Антонина Сергеевна
телефон 795-941, 77-91-80
e-mail schkola212006@mail.ru
сайт http://www.school-21.nov.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №22 с углубленным изучением предметов физико-математического профиля" адрес Великий Новгород, ул.Чудовская, д.3
Директор БУЗАКОВА Лариса Викторовна
телефон 77-24-69, 33-54-51
e-mail sch22@yandex.ru
сайт http://school-22.tk
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №23" адрес Великий Новгород, ул.Зелинского, д.6
и.о.Директора ВАСИЛЬЕВА Светлана ВАСИЛЬЕВНА
телефон 62-30-84, 62-31-28
e-mail school_23_96@mail.ru
сайт http://sch-23-vel-nov.narod.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №25 "Олимп" адрес Великий Новгород, ул. Ломоносова, д.30
Директор ВАСИЛЬЕВ Валентин Петрович
телефон 62-13-25, 62-13-20, 62-13-02
e-mail school25@inbox.ru
сайт http://www.school-25-olimp.narod.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №26 с углубленным изучением химии и биологии" адрес Великий Новгород, ул. Кочетова, д.35, к.4
Директор ТВОРОГОВА Наталья Анатольевна
телефон 65-10-51, 65-57-85
e-mail vnschool26@yandex.ru
сайт http://www.school26novgorod.narod.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №31" адрес Великий Новгород, ул.Псковская, д.44, к.2
Директор ИВАНОВА Вера Николаевна
телефон 733-777, 79-53-79
e-mail school_31@list.ru
сайт http://www.novschool31.narod.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением математики" адрес Великий Новгород, ул .Коровникова, д.9, к.1
Директор БЕЛКАНОВА Светлана Викторовна
телефон 65-58-49, 65-54-78
e-mail school3347@yandex.ru
сайт http://33school.best.nov.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 34 с углубленным изучением предметов экономического профиля" адрес Великий Новгород, ул.Коровникова, д.11
Директор ДЕМИДОВА Любовь Вячеславовна
телефон 65-04-36, 65-05-63
e-mail vnschool34@yandex.ru
сайт http://vnschool34.ho.ua
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа" адрес Великий Новгород, ул.Кочетова, д. 29, к.3
Директор МИРОНОВА Людмила Евгеньевна
телефон 63-13-39
e-mail vecher21nov@yandex.ru
сайт http://novvecherschool.narod.ru
14 Сентября 2009 17:38:23

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ КОНКУРСА

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ КОНКУРСА

23 Июня 2009 08:57:20

Интеллектуальная игра и ее виды

Интеллектуальная игра и ее виды

27 Марта 2009 12:53:22

Воспитательная функция предметных олимпиад школьников

Воспитательная функция предметных олимпиад школьников

27 Марта 2009 12:50:27

Особенности методов воспитания ребенка в семейном клубе: педагогика ненасилия

Особенности методов воспитания ребенка в семейном клубе: педагогика ненасилия

27 Марта 2009 12:49:22

Городская школа здорового образа жизни

Городская школа здорового образа жизни

23 Марта 2009 10:07:04

Услуги по изготовлению, размещению, рекламе и поддержке сайта в Великом Новгороде и области

СОДРУЖЕСТВО © 2008