СОДРУЖЕСТВО
Меню
Опрос для учащихся
Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все ва­рианты ответов к нему. Выбери один вариант ответа, который совпадает с твоим собственным мнением.



Антинаркотическая политика РФ
Стратегия государственной антинаркотической политики РФ
Привет, Гость
Войти
Идентификация
Я забыл свой пароль
Регистрация

Календарь статей
Мая 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
В пятнадцать лет танцы - удовольствие, в двадцать - предлог, в сорок - тягость. /А. Рикар/
Счётчик
Сейчас на сайте - 1 (0 зарег.)
Всего хитов287205 
Сегодня хитов124 
Сегодня хостов22 
Разделы -> Информация -> Статьи -> Интеллектуальная игр...

Интеллектуальная игра и ее виды

(Статья из журнала «Ментор» за 2008 г. № 3)

 

Клюшев В. В., заместитель директора по УВР, руководитель гимназического клуба интеллектуальных игр МОУ «Гимназия «Эврика»

 

Интеллектуальная игра – индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности – они развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т. п.), способствуют развитию внимания, памяти, реакции, воображения. Являясь командными играми, интеллектуальные игры способствуют развитию коммуникативных способностей. С другой стороны, сама по себе эта деятельность является не целью, а средством достижения игрового результата (победы в соревновании), причем и этот результат быстро теряет ценность сам по себе, и цель смещается с результата непосредственно на процесс поиска и принятия решения.

Все интеллектуальные игры можно классифицировать в зависимости от количества вариантов ответов, из которых участники выбирают правильный. Естественно, что любая интеллектуальная игра может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом варианте.

Простейшей интеллектуальной игрой являются тестовые игры, которые представляют собой набор утверждений и заданного количества вариантов ответов к ним – от 2 (это игра называется «Веришь – не веришь») до 5 («Эрудит-лото»). Этот тип игр применяется обычно в качестве разминки, для игр с залом или в перерывах между «основными» интеллектуальными играми. Их достоинство – высокая роль везения, что позволяет добиваться успеха даже не слишком подготовленным участникам, а также возможность варьировать сложность заданий.

Наиболее сложной из этих игр являются игры, когда об искомом объекте сообщаются последовательно все более конкретные сведения. Чем раньше человек (команда) разгадает зашифрованное понятие, тем больше очков он получает. Стандартный объем этих игр – 15 вопросов «Веришь – не веришь» или 8–10 вопросов «Эрудит-лото».

Пример вопросов для «Веришь – не веришь»:

Верите ли вы, что …

1.    В Африке выпускаются витаминизированные карандаши для детей, имеющих обыкновение грызть, что попало?

2.    Анатолий Карпов в детстве носил фамилию Селедкин, а затем поменял ее из-за неблагозвучности?

3.   Художник Шишкин не умел рисовать медведей?

Пример вопросов для «Эрудит-лото»:

1. Как звали новгородца, который в 1611 году открыл ворота окольного города и впустил в Новгород шведских интервентов?

А. Петр Дрянь.

Б. Иван Шваль.

В. Семен Скотина.

Г. Степан Каналья.

2. Как звали одного из первых новгородских монахов – переписчиков книг?

А. Вурдалак Кровавый.

Б. Дракула Новгородец.

В. Упырь Лихой.

Г. Гад Наглый.

3. Настоящий джентльмен может пригласить на танец даму, сидящую за соседним столиком только после того, как

А. Даст по лицу ее кавалеру.

Б. Подарит ей букет цветов.

В. Выпьет четвертую рюмку.

Г. Перетанцует со всеми дамами, сидящими за его столом.

Этот вид игр является серьезным средством развития, когда в них содержится неявный, но четкий алгоритм поиска правильного решения, задание представляет собой парадокс, или требует принятия парадоксального решения.

Вторую группу (относительно малораспространенную) составляют игры, которые условно можно назвать «заполнением пропусков» (во фразе пропускается или заменяется ключевое слово, которое необходимо восстановить или вспомнить), иногда пропускается целая фраза.

Например, к этому виду игр относится игра «В начале было …». Правила этой игры очень просты. Ведущий читает первую фразу, по которой игроки должны определить название произведения. Например:

1. В одном сказочном городе жили коротышки…

2. Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина…

3. Сидеть на траве рядом с сестрой и ровным счетом ничего не делать было крайне утомительно…

Другим вариантом таких игр являются «Бескрылки», которые представляют собой стихотворение, где пропущена известная фраза, которая может быть строчкой из другого произведения, названием фильма, пословицей и так далее. Например:

1.                   «Непросто в учении – что тут поделать,

Домашнему заданью не видно конца.

Но маленький Джимми настойчиво делит

   [...............................................................]».

2.    «Сусанин шел тропинкой узкой,

Вдруг увидал кого-то:

«Остатки армии французской?

[...................................................]!»

3.      «Черчилль с Рузвельтом упрямы:

«В Ялту путь – нелегкая стезя!»

Сталин шлет им телеграмму:

       [...............................................]».

Третью группу представляют интеллектуальные игры, в которых участникам предлагается за определенное время ответить на тот или иной вопрос. Индивидуальную форму представляет «Своя игра» (в ней обычно участвуют по три участника в каждом туре). Игрокам даются темы, состоящие из 5–6 вопросов, расставленных по уровню сложности. 1 вопрос обычно приносит 10 баллов, 2 – 20 баллов, 3 – 30 баллов и так далее. Существует командный вариант этой игры, который носит название «Эрудит-квартет». В нем принимают участие по четыре человека от каждой команды, которые играют три раунда по четыре темы (для каждого из игроков).

Например, тема «Спартак», в ней пять вопросов:

1.      В своей истории он носил разные названия «Дукат», «Пищевики», «Промкооперация». А как он стал называться с 1935 года?

2.      В этом российском городе очень не любят название Спартак, но именно в этом городе есть мужская баскетбольная команда с таким названием. Назовите город.

3.      Его перу принадлежат романы «Спартак» и «Ангел Спартака».

4.    Несмотря на то, что этот рэпер живет в Киеве, именно он написал песню «Гимн болельщиков Спартака».

5.    В комедии «Опасно для жизни» именно он сыграл главного героя – Спартака Молодцова.

Однако основными играми этого типа, несомненно, являются «Брейн-ринг» и «Что? Где? Когда?». Первая представляет собой очное состязание команд, а вторая – турнир, в котором задача команды состоит в том, чтобы набрать максимальное количество очков.

Брейн-ринг

Правила игры:

1. В каждом матче чаще всего участвуют две команды, хотя в принципе, количество участников ограничено только возможностями аппаратуры (в частности, очень интересно проходят бои с участием четырех команд).

2. Основной принцип игры: побеждает та команда, которая большее число раз раньше других правильно ответит на заданный вопрос. Сигналом о готовности команды ответить служит звуковой или световой сигнал, которым управляет капитан или специально определенный им человек. Максимальный лимит времени составляет 1 минуту. Обычно существует запрет отвечать до определенного момента. Если команда нарушает этот запрет, ее ответ не засчитывается, и она лишается права отвечать на этот вопрос.

3. Обычно отвечающего назначает капитан, однако в последних телевизионных «Брейн-рингах» введено правило, согласно которому это делает ведущий игры. Это сделано для того, чтобы повысить значение именно командной игры и повысить роль игроков «второго плана», чтобы они отныне не могли отсидеться за спинами лидеров. Такое решение еще более увеличивает роль ведущего соревнования.

4. В случае, если первая команда отвечает на вопрос неправильно, оставшимся командам может даваться на ответ 10, 20 секунд или время, оставшееся от минуты на момент ответа первой команды. (Чем больше команд играют одновременно, тем меньшим должен быть лимит времени, остающийся каждой последующей команде. С другой стороны, чем моложе играющие команды, тем этот лимит должен быть больше).

5. Если ни одна из команд не дала правильного ответа на вопрос или было просрочено время, то очко считается не разыгранным. Если в турнире участвует большое количество команд (а лимит времени и вопросов, естественно, ограничен), то вводится правило «накопления очков», то есть не разыгранные очки переходят на следующий вопрос, цена которого, соответственно, возрастает.

6. Если все играющие команды не отвечают на 3 вопроса подряд, то они дисквалифицируются и им всем засчитывается поражение.

Турниры по Брейн-рингу проводятся либо в групповой форме, когда все команды по жребию или по рейтингу делятся на группы по 3–4 команды и каждая играет с каждой или по «олимпийской системе» (игра на «вылет»). В первом случае обычно разыгрывается определенное количество вопросов (например, 5 или 7) и может быть зафиксирована «ничья», при олимпийской системе игра ведется до победы – кто быстрее наберет определенное количество очков. (Обычно в отборочных турнирах играют до 3 очков, в финале – до 5 или 6).

Пример вопросов для «Брейн-ринга»:

В Интернете домены для стран и территорий обычно обозначаются двумя буквами. Например, для Беларуси BY [би вай], а для Гибралтара GI [джи ай]. А теперь непосредственно вопрос:

1. Этот северный остров не является самостоятельным государством, а его домен «.GL» [джи эл]. Назовите этот остров?

2. Этот остров, управляемый Британией, имеет интернет-домен «.SH» [эс эйч]. Еще этот остров связан с окончанием жизни великого человека. Назовите остров?

3. Этот остров является самостоятельной республикой, имеющей интернет-домен «.MG» [эм джи]. Название этого острова нам известно благодаря мультфильму.

«Что? Где? Когда?» («ЧГК»)

Несомненно, что именно эта игра, являющаяся в то же время наиболее сложной и интересной из всех игр, превратила в отечественной практике интеллектуальные игры в самостоятельный вид творческой деятельности и направление в воспитании и развитии школьников и молодежи.

В традиционном телевизионном варианте игры единственная команда соревнуется с командой телезрителей и/или ведущим. В практике клубов интеллектуальных игр ЧГК проводится, обычно, в тех случаях, когда соревнуется большое количество команд (более 10). Они отвечают на вопросы письменно.

Основные правила игры:

1.     В игре принимают участие команды (традиционное количество участников – шесть).

2.     Для ответа на вопрос команде (командам) предоставляется ограниченное количество времени (от 30 секунд до 1 минуты). В случае, если на вопрос отвечает несколько команд, им дается равное время.

3.     Команды могут отвечать письменно или устно. В случае устного ответа его правильность оценивает ведущий. Письменные ответы оценивает компетентное жюри, сравнивая варианты команд, с ответами автора вопроса.

4.    Обычно правильным ответом считается тот, в котором содержится « ключевое»  слово.

5.     Если в ответе команды содержится более, чем одна версия, он не засчитывается.

6.     Все команды отвечают на заранее оговоренное количество вопросов (в одном туре целесообразно использовать от 10 до 15 вопросов, количество туров зависит от количества и возраста команд, а также от уровня подготовки команд).

7.     Победителем считается команда, ответившая на большее количество вопросов. В случае равного количества правильных ответов обычно применяется рейтинг (показатель сложности вопросов, определяемый как разность между общим количеством команд и количеством команд, правильно ответивших на вопросы) или сумма мест, полученных командой в отдельных турах. (Чем меньше сумма мест, тем выше итоговое место). Возможно применение и других способов определения победителей, но нужно помнить о том, что чем проще правила, тем меньше конфликтов.

Пример вопросов для «ЧГК»:

1.     Ничего хорошего из тебя не выйдет! Не льсти себе – подойди ближе! Точность – вежливость королей! В каком заведении можно увидеть такие надписи?

2.     Когда в 1936 году умер Г. Орджоникидзе, один чеченский поэт написал стихи на его смерть. Его стихи были встречены с восторгом, на что поэт завил, что когда (три слова пропущено), он напишет еще лучше. Через неделю поэта расстреляли. Напишите пропущенные три слова.

3.     В средневековой Англии приговоренному к смерти в качестве последнего желания предлагали прослушать любой псалом на его выбор. Обычно заключенные выбирали псалом № 118. Почему?

Интеллектуальные и творческие игры являются в нашей стране одним из любимейших форм организации досуга. Получив благодаря телевидению миллионы поклонников всех возрастов, они широко вошли в практику работы школ, библиотек, учреждений культуры, клубов по работе с молодежью. Можно сказать, что нет такого общественного объединения, которое на том или ином этапе своей работы не применяло бы интеллектуальные и творческие игры как средство развития и обеспечения досуга своих членов. Международные и региональные фестивали интеллектуальных игр, проводимые под эгидой Международной ассоциации клубов «Что? Где? Когда?» неизменно собирают значительное число заинтересованных участников и зрителей. Во многих регионах нашей страны клубы интеллектуальных игр как некоммерческие организации проводят значительную работу среди молодежи, осуществляя не только собственно игровые проекты, но и удовлетворяя другие многообразные запросы молодых людей.

В Великом Новгороде также наблюдается тенденция развития интеллектуальных игр. Проводятся городской (во Дворце детского юношеского творчества имени Лени Голикова) и областной (в Доме молодежи) чемпионаты среди учащихся по игре «Что? Где? Когда?». В прошедшем учебном году впервые прошел Областной интеллектуальный конкурс «Что? Где? Когда?» под эгидой комитета образования Новгородской области. Растет количество учебных заведений, чьи воспитанники участвуют в различных турнирах по интеллектуальным играм. Во многих учебных заведениях ведется систематическая подготовка команд к соревнованиям по интеллектуальным играм, существуют внутришкольные клубы интеллектуальных игр. Но почти везде подготовка строится на элементарном игровом тренинге, решении вопросов «Что? Где? Когда?», чаще всего не имеет теоретического обоснования, отсутствует комплексное развитие личностных характеристик учащихся. Таким образом, в городе прослеживается тенденция, сущность которой заключается в недостаточной разработке теоретических и методических вопросов организации интеллектуальных игр, организации подготовки игроков и команд в целом. При этом складывается парадоксальная ситуация, когда попытки теоретического анализа данного явления пытаются осуществить люди, далекие от практики, а практические разработки не получают достаточного психолого-педагоги­ческого обоснования. Поэтому важнейшей задачей на текущий момент является консолидация усилий всех лиц, заинтересованных в развитии личности учащихся через интеллектуальные игры. Одним из вариантов данной работы могут стать публикации в различных изданиях, в которых педагоги смогут обмениваться своим опытом. И пусть данная публикация станет отправной точкой этого.

 

 

27 Марта 2009 12:53:22

 Рейтинг(0): Плохо    
Комментировать
Вы не залогинены!
Услуги по изготовлению, размещению, рекламе и поддержке сайта в Великом Новгороде и области

СОДРУЖЕСТВО © 2008