СОДРУЖЕСТВО
Меню
Опрос для учащихся
Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все ва­рианты ответов к нему. Выбери один вариант ответа, который совпадает с твоим собственным мнением.



Антинаркотическая политика РФ
Стратегия государственной антинаркотической политики РФ
Привет, Гость
Войти
Идентификация
Я забыл свой пароль
Регистрация

Календарь статей
Ноября 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Что такое воля, как не мысль переходящая в дело! /А. Бестужев-Марлинский/
Счётчик
Сейчас на сайте - 1 (0 зарег.)
Всего хитов12146 
Сегодня хитов1838 
Сегодня хостов180 
Разделы -> Информация -> Статьи -> Образовательные учре...

Образовательные учреждения как центры

консолидации институтов воспитания

 

 

Тимошко Е. А., заведующий кафедрой социальных и педагогических технологий ОАОУ ДПО(ПК)С НИРО, к. п. н.

 

 Сегодня время активного развития и преобразования нашего общества, в котором идет модернизация системы образования – как его стратегической сферы. Любое преобразование всегда связано с инновационной деятельностью, поиском эффективных условий и факторов развития, экспериментированием.

В настоящее время не остается равнодушных к проведению педагогических экспериментов. Не только учителя, руководители образовательных учреждений, но и родители интересуются, как обновляется школа. Общество в целом ожидает, что педагогический эксперимент – это попытка найти решение хотя бы части проблем социального масштаба.

В 2006 году по заказу Федерального института развития образования (г. Москва) на базе Великого Новгорода был открыт федеральный эксперимент по теме «Образовательные учреждения как центры консолидации институтов воспитания». Научное руководство от ФИРО осуществлялось Евтушенко Сергеем Викторовичем, заведующим лабораторией методологии воспитательной работы в системе образования, доктором педагогических наук, президентом Научно-педагогического объединения «Воспитательная система».

Участниками эксперимента стали шесть образовательных учреждений Великого Новгорода, назовем их: «Первая университетская гимназия им. В. В. Сороки», «Гимназия № 3», «Средняя общеобразовательная школа № 23 с углубленным изучением предметов гуманитарно-эстетического цикла», «Средняя общеобразовательная школа № 31», «Средняя общеобразовательная школа № 34 с углубленным изучением предметов экономического профиля», Государственное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный лицей № 28».

На наш взгляд, погружаясь в организацию экспериментальной деятельности, необычной, со многими «неизвестными», необходимо ответить на вопросы: «Что ожидается от эксперимента?», «Какова стратегия движения к достижению цели?», «Каким образом нужно отслеживать, фиксировать получаемые результаты?». В процессе реализации эксперимента его участники решали эти задачи.

Актуальность такого эксперимента очевидна еще и потому, что в процессе его осуществления была реализована главная идея Концепции развития системы воспитания детей и молодежи в Великом Новгороде – «согласование действий всех субъектов воспитательного процесса в решении проблем воспитания детей и молодежи». Концепция создана (утверждена Думой Великого Новгорода от 28.08.2006 г., № 344) как методологическая основа для организации воспитательной деятельности по созданию условий воспитания, становления, развития и самовоспитания юных новгородцев. В ходе эксперимента шел поиск путей создания модели городской макровоспитательной системы, эффективных форм сотрудничества при формировании межведомственных, общественно-государ­ственных начал городской воспитательной системы, системы оценки влияния взаимодействующих субъектов на качество и результативность воспитательного процесса в образовательных учреждениях.

Образовательные учреждения, участвующие в экспериментальной работе, выступили центрами консолидации субъектов воспитания Великого Новгорода. Ставилась цель обновить систему взаимодействия субъектов воспитания Великого Новгорода и определить характер ее влияния на качество и результативность воспитательного процесса в образовательном учреждении.

В процессе исследования перед участниками также встал вопрос: «Как сделать такое взаимодействие позитивно влияющим на результат воспитания в ОУ?».

В процессе позиционирования своих результатов в организации воспитательного процесса, образовательных услуг в целом, педагогическим коллективам образовательных учреждений удалось инициировать и включить во взаимодействие более 40 организаций, общественных и государственных институтов, представителей власти и бизнеса. Например, в активное сотрудничество по созданию условий для эффективного воспитания юных новгородцев включились: клуб «Коренные новгородцы», Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Администрация Великого Новгорода Городская Дума, городская и областная избирательные комиссии, фирма «Галичи», фирма «Бронислава», театр «Малый», драматический театр им. Ф. М. Достоевского, союз пенсионеров Новгородской области, новгородский областной Дом народного творчества и многие другие. Важно подчеркнуть, что эффективным взаимодействие будет, если партнеры определят значимый для обеих сторон «предмет» такого взаимодействия.

В условиях Великого Новгорода таковыми стали: гражданско-патрио­тическое воспитание детей и молодежи; дополнительное образование детей и просвещение, в том числе населения; допрофессиональная подготовка учащихся; социальная и педагогическая поддержка решения проблем учащихся, педагогов, родителей; организация досуга по месту жительства, развитие физкультуры и спорта; освоение предметной среды и общественно-государственное управление. На наш взгляд, при условии заинтересованности всех взаимодействующих в  деле воспитания молодежи на пространстве макровоспитательной системы города лидерство и инициатива в процессе такой консолидации должны принадлежать школе.

В этом плане педагогические коллективы образовательных учреждений  собрали и проанализировали, разработали и реализовали более 53 форм деятельности с детьми, родителями, населением города во взаимодействии с партнерами. Это дела и мероприятия как в школе, так и в освоенной среде города. В ходе эксперимента определены наиболее эффективные из них: проведение программ по бытовой ремесленной культуре и праздников народного календаря (школа № 31); социальная акция по бесплатному обслуживанию пенсионеров и детей детского дома в парикмахерской (ПЛ-28); проведение «Университетского часа» и экономических игр (Гимназия № 1); консультирование воспитанников цирковой студии «Каскад» (школа № 23); занятия и производственная практика для учащихся на базе колледжа (школа № 23); организация деятельности органа ученического самоуправления «Вече» (гимназия № 1); вручение именных стипендий учащимся и другие. Только компетентные педагоги способны к инновационной деятельности. В процессе эксперимента в разных ресурсных центрах Новгородские учителя повышали свою квалификацию. Многие из них успешно обучались на базе НИРО по заказу Комитета образования Великого Новгорода (классных руководителей за этот период обучено более 300 человек).

На наш взгляд, именно взаимодействие педагогов и партнеров на основе совпадающих нравственных ценностей, принципов, непрерывного самообразования, обеспечило возможность появления новых организационных форм работы, таких как клуб «Встречи с интересными людьми», клуб «Любители истории Отечества», бесплатных групп здоровья по плаванию, групп курсовой подготовки по ИКТ для пенсионеров и многих других. Жители микрорайонов города включились в активную воспитательную деятельность по месту жительства. Все это способствует решению личностных проблем учащихся и родителей.

В процессе освоения предметной среды образовательного учреждения и социокультурных потенциалов города для учащихся появилась возможность выбора творческих объединений дополнительного образования детей культурологической направленности. Произошло становление системы ученического самоуправления, а значит, и расширились возможности выражать собственное мнение, влиять на жизнедеятельность в школе. В процессе взаимодействия учащихся и представителей старшего поколения произошло обогащение опыта заботы и милосердного отношения к другим людям. Следует отметить, что удовлетворенность учащихся и родителей организацией жизнедеятельности в образовательных учреждениях – участниках эксперимента в среднем выросла с 77,8 % (учащиеся) и с 73,3 % (родители) в 2007 году до 87,4 % и 79,1 % соответственно в 2010 году.

Для того, чтобы определить, как повлияли новые возможности организации воспитательного процесса на становление юных новгородцев и их личностную направленность в поведении, были определены показатели, по которым это и изучалось. Назовем их: активность в школьной деятельности, активная забота о культурно-историческом наследии Великого Новгорода, характер влияния ОУ на личностное развитие учащегося, индивидуально-личностные достижения.

Об успешности и положительных результатах экспериментальной работы говорит тот факт, что по всем показателям произошли заметные позитивные изменения в развитии учащихся. Например, активность в среднем возросла с 45,5 % в 2007 году до 52,3 % в 2010 году. При этом 63,5 % учащихся высказались о сильном позитивном влиянии школы на их развитие (в 2007 году – 47,5 %). Об осознании своего личностного роста говорит тот факт, что в 2010 году назвали два и более своих достижений – 71,4 % опрошенных (в 2007 году – 59,5 %). Очевидно, что изменилось отношение большинства учащихся к деятельности, к себе как ее субъекту и другим, кто оказал влияние на их становление. Особое значение имеет отношение активной заботы к культурно-историческому наследию Великого Новгорода – как проявление патриотического чувства, патриотической позиции. Если в 2007 году 74 % опрошенных учащихся проявили такое отношение к своему родному городу, то в 2010 году – уже 79 %. Таким образом, очевидно, что системное, основанное на взаимном интересе, вкладе друг в друга и ответственности, взаимодействие всех субъектов воспитания в пространстве Великого Новгорода положительно влияет на нравственное становление юных новгородцев.

Эксперимент завершен. На основе эффективных форм взаимодействия образовательных учреждений с партнерами создана модель городской макровоспитательной системы и определены способы оценки эффективности ее функционирования. В целом, получена позитивная динамика результативности и качества воспитательного процесса в образовательных учреждениях – участниках ОЭР.

При этом выявлены некоторые проблемы. Имеет смысл отработать способы и приемы включенности субъектов взаимодействия в проектирование изменений воспитательной системы на уровне ОУ и на муниципальном уровне. Создать наиболее наглядные, доступные всем формы представления результатов воспитания населению города, формы аналитической работы с такими результатами.

Именно поэтому логическим продолжением эксперимента стала разработка комплекса целевых программ «Содружество» по воспитанию учащихся и молодежи. В творческую группу по реализации этой задачи вошли представители структурных подразделений Администрации Великого Новгорода, государственных, муниципальных и автономных учреждений образования, культуры, молодежной политики, спорта, социального обслуживания и здравоохранения, общественных, общественно-государственных, государственных организаций и средств массовой информации. «Содружество» – это механизм развития системы воспитания в Великом Новгороде, направленной на духовно-нравственное становление, гражданско-правовое самосознание детей и молодежи, формирование способности к успешной социализации, обеспечение их прав и социальной защищенности на основе интеграции действий всех субъектов воспитательного процесса.

Сегодня уже успешно реализуется Комплекс целевых программ «Содружество – 2» при координирующей роли комитета по образованию Администрации Великого Новгорода и научном руководстве кафедры социальных и педагогических технологий Новгородского института развития образования.

По выражению И. Канта, воспитание – это самая большая проблема и самая трудная обязанность человека. Мы надеемся, что каждый участник «Содружества» понимает это и желаем нам всем УСПЕХА!


21 Апреля 2011 13:34:39

 Рейтинг(0): Плохо    
Комментировать
Вы не залогинены!
Услуги по изготовлению, размещению, рекламе и поддержке сайта в Великом Новгороде и области

СОДРУЖЕСТВО © 2008