СОДРУЖЕСТВО
Меню
Опрос для учащихся
Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все ва­рианты ответов к нему. Выбери один вариант ответа, который совпадает с твоим собственным мнением.



Антинаркотическая политика РФ
Стратегия государственной антинаркотической политики РФ
Привет, Гость
Войти
Идентификация
Я забыл свой пароль
Регистрация

Календарь статей
Ноября 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Твое дело - хорошо исполнить возложенную на тебя роль, выбор же роли - дело другого. /Эпиктет/
Счётчик
Сейчас на сайте - 1 (0 зарег.)
Всего хитов7454 
Сегодня хитов477 
Сегодня хостов60 
Разделы -> Информация -> Статьи -> Результативность сис...

Результативность системы воспитания детей

и молодежи Великого Новгорода

 

 

Лепнева О. А., доцент кафедры социальных и педагогических технологий ОАОУ ДПО(ПК)С НИРО, к. п. н.

  
Воспитание – сложный социально-педагогический феномен. Говоря о результатах воспитания, зачастую, мы имеем в виду результаты разного уровня и характера. Горожанин, может быть, оценит результативность воспитания детей по отсутствию хамства, разбитых стекол, правонарушений детей и молодежи города. Родитель – по способности своего ребенка действовать самостоятельно, решая разные проблемы, по уважительному отношению к себе, старшим, младшим. Работодатель – по опыту организации деятельности, умению добиваться цели, по активной позиции вчерашних выпускников школ, училищ, лицеев. Сходно одно – размышляя о результате воспитания, ориентируясь на благо человека, мы всегда имеем в виду некие изменения индивидуально-личностных свойств и проявлений ребенка. Представление о результате системы воспитания детей и молодежи города интегрирует и отражает ценности сообщества новгородцев.

Результативность системы воспитания города понимается как достижение изменений в результате – индивидуально-личностных свойствах и проявлениях детей и молодежи в соответствии с целью системы и комплексом критериев, показателей, позволяющих обнаружить эти изменения.

Понимая, что для стабильности и позитивной динамики результатов необходимы оптимальные условия и качественный процесс, направленные как на успешное функционирование, так и на продуктивное развитие, цель данной статьи – представить именно результативность системы воспитания детей и молодежи Великого Новгорода как информацию о личностном становлении юных новгородцев за определенный период.

Важно понять, что обновление и развитие системы воспитания Великого Новгорода в настоящий момент происходит в процессе реализации Комплекса целевых программ «Содружество»:

1. «Ступени» – воспитание в муниципальных учреждениях системы образования, культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта»;

2. «СМИ» – воспитание юных новгородцев средствами массовой информации»;

3. «Новгородские дворы»;

4. «Солнечный круг» – воспитание в семье».

В рамках комплекса реализован муниципальный мониторинг качества воспитания, включающий и эффективность реализации каждой целевой программы, и результативность системы воспитания. Под мониторингом понимается специально организованная и постоянно действующая система необходимой статистической отчетности, сбора и анализа информации, проведения дополнительных информационно-аналитических обследований и оценки (диагностики) состояния, тенденций развития муниципальных проблем воспитания при реализации комплекса целевых программ «Содружество».

Для сбора информации использовался комплекс методов и методик, в числе которых:

- метод анализа статистической информации: методика анализа «Банка данных учащихся, пропускающих уроки без уважительных причин», методика анализа сведений об учащихся, совершивших преступления, состоящих на учете;

- методика «Президентские состязания» (2010 год – 16 358 участников);

- метод опроса на основе Интернет – системы «Монит», включающей методику «Удовлетворенность жизнедеятельностью в школе» (авт. Лепнева О. А., Тимошко Е. А.) (2010 год – 2190 учащихся 9, 11 классов, 2107 родителей из всех школ города, 516 – учащихся УНПО);

- методика «Мой Новгород» (402 учащихся);

- анкета «Выявление степени информированности населения города о качестве реализации целевых программ «Содружество» (179 человек) (авт. Васильева Н. В.);

- метод опроса (Опросники «Директор учреждения образования, культуры, спорта», «Заместитель директора учреждения образования, культуры, спорта», «Классный руководитель» (авт. Лепнева О. А., Тимошко Е. А.);

- метод анализа документов, в том числе представленных на сайтах;

- метод экспертизы и другие.

Субъекты мониторинга осуществляли сбор, хранение, обобщение, анализ информации. Значимо, что в числе субъектов мониторинга – специалисты Института образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, ЦПМСС, образовательных учреждений, Центра физического развития, комитета по образованию, а также руководители целевых программ, научные консультанты.

Анализ результативности осуществлялся специалистами, ответственными за показатель, научными руководителями Комплекса «Содружества» Е. А. Тимошко, заведующей кафедрой социальных и педагогических технологий НИРО, к. п. н., О. А. Лепневой, доцентом кафедры социальных и педагогических технологий НИРО, к. п. н.

Цель Комплекса «Содружество» – развитие системы воспитания, направленной на духовно-нравственное становление, развитие гражданского – правового самосознания, способности к успешной социализации детей и молодежи, на обеспечение их прав и социальной защищенности на основе принципа интеграции действий всех субъектов воспитательного процесса.

Основными целевыми индикаторами и показателями эффективности реализации настоящего Комплекса целевых программ являются:

- доля учащихся, занимающих активную позицию в деятельности школы;

- доля учащихся, чувствующих себя комфортно в первичном коллективе, в учреждении;

- средний уровень физической подготовленности;

- количество учащихся, совершивших преступления;

- доля учащихся, не имеющих пропусков занятий без уважительной причины;

- доля учащихся, проявляющих отношение активной заботы к культурно-историческому наследию Великого Новгорода;

- доля субъектов воспитательного процесса (учащихся, родителей), удовлетворенных деятельностью в образовательном учреждении;

- доля педагогов, прошедших обучение на курсах по проблемам воспитания.

Представляем данные по каждому показателю в динамике на момент начала реализации комплекса «Содружество» в 2007 году и на момент завершения – в 2010 году.

Анализ показывает, что выросла доля учащихся с 78,8 % до 86,4 %, имеющих комфортное самочувствие в первичном коллективе, в образовательном учреждении. Комфортность самочувствия ребенка связана с гуманным характером взаимоотношений субъектов воспитательного процесса, с возможностью повлиять на организацию деятельности в первичном коллективе, учреждении.

Достаточно заметно выросла доля учащихся, чувствующих себя в школе влиятельными людьми – с 76 % в 2007 году до 89,2% в 2010. В первую очередь на такое самоощущение юного новгородца влияет уважение его достоинства, включенность в решение жизненно-важных проблем своего коллектива, учреждения, города. Влияет и более отчетливое правовое поле организации жизнедеятельности – понятные и принятые им правила, законы, требования, система прав и обязанностей.

Большое влияние на самочувствие учащегося оказывает характер отношений. Воспитательное влияние обеспечивают лишь гуманные отношения – доброжелательность, взаимопонимание, доверие, сопереживание, содействие. Анализ показал, что изменилась доля учащихся, отмечающая наличие гуманных отношений с одноклассниками с 76,7 % до 85,9 %. Более доверительными стали отношения с классным руководителем, что отметили 84,7 % учащихся (74,7 % в 2007 году). Также прослеживается позитивная динамика в отношениях учащихся с педагогами школы – с 62,1 % в 2007 году до 76,8 % в 2010. Характер открытых ответов подтверждает эти тенденции, учащиеся выражают благодарность в адрес своих педагогов, тепло отзываются об одноклассниках – «спасибо всем! Вы – самые-самые!», «спасибо нашим учителям, все хорошо». Вместе с тем для повышения комфортности самочувствия учащихся есть потенциалы – необходим акцент в организации любого вида деятельности на становление гуманных отношений. Это подтверждает характер предложений как учащихся – «почаще учитывать мое мнение», «быть более лояльными и гуманными по отношению друг к другу», «внимание и индивидуальный подход к каждому», «замечать положительное», так и родителей – «больше доверия», «требовать построже», «обращать больше внимания на их отношения друг с другом».

Средний балл уровня физической подготовленности учащихся, по мнению экспертов, не имеет «верхней планки», индивидные особенности у всех детей разные. Именно динамика показывает нам, что большинство юных новгородцев ориентированы на здоровый образ жизни: в 2007 средний уровень составлял 28,4, а в 2010 – 30,24 балла. Дополнительная информация дает нам возможность убедиться в том, что эта динамика закономерна. Занимаются в спортивных кружках и секциях города – 82,2 % учащихся (80 % – 2007). Участвовали в городских соревнованиях – 91 % учащихся (73,4 % – 2007).

Обеспеченность плоскостными сооружениями на 1 учащегося – 6,67кв. м (6,32 – 2007), а спортивными залами на 1 учащегося – 2,25 кв. м (1,32 – 2007). Но и при позитивной динамике подготовленности у юных новгородцев и их родителей существует потребность больше заниматься физической культурой и спортом. В числе предложений от более распространенных – «чаще проводить День Здоровья с привлечением родителей», «больше выбор спортивных секций», «больше спортивных мероприятий, особенно зимой» до более редких, но не менее значимых – «ходить всем классом в бассейн», «возможность позаниматься во дворе».

Доля учащихся, занимающих активную позицию в деятельности школы, выросла с 52 % до 55 %. На первый взгляд, динамика по этому показателю невелика. Вместе с тем этот результат лучше среднего показателя по Новгородской области, что свидетельствует о лучшем решении проблем, хотя и не может пока считаться оптимальным.

Активность проявляется в наличии и осознании своих достижений, проявлении и реализации инициатив, умении выделить цель, спланировать, организовать деятельность и подвести итоги. Анализ данных показал, что проявляют инициативы (три и более предложений о жизни школы) – 41,3 %, что больше, чем в 2007 году – 27,9 %. Анализ опыта самостоятельной организации деятельности (сами ставим цель – сами организуем – сами подводим итоги) показал, что лишь 1/5 часть (22 %) готова к самостоятельному решению проблем своего коллектива. Имеют возможность выразить свое мнение в школьной газете 45 % или на сайте образовательного учреждения – 44 %. Недостаток опыта самоуправления может сказаться в дальнейшей жизни выпускника школы как проблемы с самоопределением.

Активность человека взаимосвязана с рефлексивностью, осознанием результатов и процесса собственной деятельности, достижений и затруднений. Анализ количества личностных достижений новгородцев показал, что назвали два и более достижений 64,6 % учащихся, в 2007 таких было 53,8 %. Анализ характера достижений показывает, что отчетливо осознают свои достижения около 1/7 учащихся, например – «наладились отношения с одноклассниками», «автор школьного проекта «65 лет Победы», «имею первый взрослый разряд по лыжам», «создал 2 собственных сайта», «провел классный час в своем классе», «имею пробы пера (пишу книгу)», «научился принимать решения». Многие достижения указаны абстрактно, широко, например «участие в школьных делах», что говорит о неготовности анализировать самоизменения.

Таким образом, потенциал развития активности – в более качественной организации процесса осознания учащимся своей роли в деятельности, своих затруднений и потенциалов (обеспечивается рефлексивным компонентом деятельности, специальными технологиями, формами коллективного анализа и самоанализа), в увеличении форм совместного целеполагания и планирования.

Количество учащихся, совершивших преступления, снизилось с 2007 года более чем в 2 раза – с 38 до 15 человек. Эта динамика свидетельствует о системной работе и качестве межведомственного взаимодействия, вместе с тем не дает повода для успокоенности. Доля учащихся, состоящих на учете, сохраняется примерно на прежнем уровне (65 – 77 человек), что свидетельствует о пристальном внимании к подросткам группы «риска».

В числе состоящих на профилактическом учете по употреблению психоактивных веществ в 2007 году – 172 подростка, в 2008 году – 175, в 2009 году – 140, по заболеванию алкоголизмом в 2007 году – 7, в 2008 году – 10, в 2009 году – 7 несовершеннолетних. По итогам операции «Подросток» в 2009 году в Великом Новгороде выявлено 87 семей, находящихся в социально опасном положении, которые требуют педагогической, психологической и социальной помощи, в них проживают 98 учащихся общеобразовательных учреждений. Из них 58 семей состоят на учете в ГУСО «Центр социальной помощи семье и детям».

Некоторые предложения родителей отражают значимые позиции профилактики асоциального поведения – «видеть личность в каждом», «чаще привлекать специалистов для общения с родителями», «активнее привлекать к делам в классе середнячков», «больше совместных мероприятий с родителями», «больше мероприятий, направленных на развитие микрорайона». Ценность семьи для молодых новгородцев признается 53 % респондентов (социологические исследования Н. В. Васильевой).

Ответственное отношение к труду, ценность познания, права, коллектива взаимосвязаны с ответственностью за основной вид деятельности юных новгородцев – учебу. Доля учащихся, имеющих пропуски занятий без уважительной причины, снизилась за период реализации комплекса «Содружество» с 0,3 % до 0,05 %. Хотя эти 0,5 % составляют всего 10 человек, отношение и поведение каждого ребенка остаются предметом заботы, акцент в анализе динамики показателя делается на изучение причин.

Анализ причин позитивной динамики результатов показал, что на ответственное отношение к занятиям повлияли изменившиеся условия и организация процесса в учреждении. Так, например, доля учащихся, отметивших позиции «интересно на многих уроках» выросла с 70 до 86 %, «в классе интересная жизнь» с 81 до 90 %, «интересны общешкольные дела» с 72 до 87 %.

Отметили значительное положительное влияние школы на личностное развитие учащегося – 64,7 % учащихся, 74,3 % родителей. Влияние слабое, но положительное, по мнению 24,6 % учащихся и 20,5 % родителей.

В числе мер, обеспечивающих сохранение посещаемости занятий можно выделить наиболее часто встречающиеся предложения, связанные с индивидуальной поддержкой ребенка: «внимание и индивидуальный подход к каждому», информирование родителей о промежуточных и итоговых результатах учащегося – «ввести интернет-дневник», «больше информации про достижения и проблемы ребенка». Предложения учащихся связаны с качеством организации деятельности и отношений – «больше открытых уроков, поездок, походов, практикумов», «взаимопонимания и уважения», «больше самостоятельных работ с использованием Интернета», «задавать больше творческих домашних работ», «включать в уроки научные фильмы», «интерактивные технологии».

Доля учащихся, проявляющих отношение активной заботы к культурно-историческому наследию Великого Новгорода выросла с 70,1 до 73,4 %.

Значимо, что 96 % опрошенных назвали любимый уголок города, в числе которых преобладают Кремль и окружающая его парковая зона, набережная А. Невского, Витославлицы, Ярославово дворище, улицы города, на которых дети выросли. В то же время, для представления города гостям лишь 54,1 % учащихся смогли назвать несколько культурно-истори­ческих памятников, что говорит как о недостаточной полноте представления о богатстве культурно-исторического наследия города, так и о личностном отношение. Можно считать положительным тот факт, что у 84 % опрошенных в то же время выражена потребность в новой информации, более глубоком освоении наследия.

Большое значение имеет добровольность участия в делах, направленных на сохранение красивого облика города, его наследия. Учащиеся назвали различные мероприятия, в которых они принимали участие, заботясь о городе. В их числе выделяются акция «Чистый берег» – 95 %, конкурс агитбригад «Я – новгородец» – 42 %.

В названных выше и других делах участвовали 87,6 % опрошенных, но добровольно – лишь 58,4 %. Вместе с тем анализ показал, что добровольность участия значительно выше в делах, имеющих социальную значимость – археологические раскопки, акция «Чистый берег», Рождественский марафон.

87,6 % учащихся считают, что проявляют заботу о наследии Новгорода. Вместе с тем лишь треть из них аргументируют свою позицию, подтверждая ее опытом конкретной деятельности, то есть осознают и проявляют активную позицию в заботе о городе: работают экскурсоводом, участвуют в озеленении и благоустройстве, рассказывают младшим. Этот факт можно выделить как воспитательный потенциал – важно, чтобы юный новгородец осознавал личный опыт заботы в процессе конкретного социально – полезного дела.

Более 3/4 опрошенных имеют творческие работы о Великом Новгороде. Вместе с тем большая часть работ (63 %) – это доклады, сообщения, то есть формы информирования. Лишь каждый десятый учащийся назвал стихотворение, 7 % – песню, 5 % видеофильм. То есть эмоционально-чувственная сфера, как предмет работы в процессе воспитания, может быть задействована активнее.

На наш взгляд, важно, что, по мнению учащихся, в наибольшей степени повлияли на их отношение к Новгороду родители – 80 %, школа – 67,5 %, школьный педагог – 49 %, друг – 15 %.

Юные новгородцы ориентированы на обновление города, что подтверждают их предложения. Большая часть – связана с организацией городской среды, доступной для активного саморазвития: велосипедные дорожки, аквапарк, Интернет-клубы, выставки молодежного искусства, новые музеи, театры. Часть предложений реализована через социальные проекты, поддержанные в рамках комплекса «Содружество». За последние три года доля проектов юных выросла более чем вдвое.

Показатель «Доля субъектов воспитательного процесса, удовлетворенных деятельностью в образовательном учреждении (учащихся, родителей)» характеризует субъектный взгляд на организацию воспитательного процесса. Анализ показал, что доля учащихся, удовлетворенных деятельностью в образовательном учреждении выросла с 82 до 87,2 %. На удовлетворенность учащихся повлияло качество организации деятельности (на уроке, вне урока, вне школы). Так, например, доля учащихся, отмечающих дела, оказавшиеся для них интересными и привлекательными, выросла до 4/5 от числа опрошенных, ранее таких было 2/3.

Отметим, что сильной стороной и потенциалом воспитания Великого Новгорода остается атмосфера и традиции учреждения, они привлекают от 84,5 % (2007) до 93,6 % (2010). Эта же позиция лидирует у 97 % родителей. Многое в становлении учащегося зависит от характера деятельности и общения в первичном коллективе. От 81,8 % учащихся в 2007 году до 93, 3% в 2010 отмечают, что в их классе – интересная жизнь.

Выросла удовлетворенность учащихся возможностью выбора содержания и форм деятельности (с 78,4 до 93,3 %), возможностью проявить себя (с 77,4 до 88,4 %), возможностью обсудить свои проблемы со сверстниками и педагогами (с 70,6 до 88,3 %). Эти данные свидетельствуют об обращенности учреждения к потребностям и проблемам ребенка. Вместе с тем, анализ характера предложений учащихся позволяет выделить потенциалы. Необходим акцент на работу самоуправления учащихся, так как более половины инициатив – способы обновления организации деятельности на уроке, в классе, в школе.

Заметна и позитивна динамика удовлетворенности учащихся качеством организации уроков и общешкольных дел. Анализ показал, что чаще используются возможности города, организовано больше выездных, экскурсионных форм; используются информационно-коммуникационные технологии. Чаще используется потенциал специалистов и социальных партнеров.

Доля родителей, удовлетворенных деятельностью в образовательном учреждении, выросла с 81,6 до 95,2 %. При этом важно отметить, что выросла активность родителей в делах школы, в том числе доля инициатив. Например, треть родителей внесла три и более предложений по обновлению жизни в школе, классе, в общении субъектов воспитания. В числе предложений можно выделить потребность в расширении полномочий самоуправления (как родителей, так и учащихся), например, «можно активнее вовлекать родителей в работу», «чаще проводить совместные собрания родителей и детей», «расширить полномочия ученического самоуправления», «родители почаще должны выступать на родительских собраниях», «сохранить родительские конференции для решения важных вопросов». Родители готовы поддержать инициативы учреждения, где воспитывается их ребенок. Воспитательный потенциал – развитие субъектной позиции родителя, его активности, творчества, ответственности.

Большинство родителей устраивает информация об особенностях, требованиях образовательного учреждения, результатах образования ребенка. Вместе с тем 5,5 % родителей хотели бы получить больше информации о ценностях и цели учреждения, по 4,2 % – о результатах воспитания в ОУ и о затруднениях своего ребенка. Предложения родителей подтверждают эти потребности: «информировать родителей о школьных мероприятиях больше», «вести на сайте классный журнал с оценками», «чтобы можно было контактировать с педагогами через сеть». Анализ сайтов учреждений показал, что не всегда предусмотрена возможность «обратной связи». На сайте комплекса «Содружество» такая возможность родителям предоставлена.

Родители ориентированы на более активное и системное использование в воспитательном процессе социокультурных потенциалов города: «на будущее – встречи с интересными людьми города», «посещать культурные мероприятия города вместе», «чаще организовывать общественно-полезный труд».

Удовлетворенность родителей возможностью обращения к специалисту (психологу, социальному педагогу, врачу) выросла с 77,8 до 87,3 %, при этом потребность в консультировании, просвещении не снижается, что подтверждает анализ предложений, в числе которых – «больше занятий-тренингов общения с психологом», «консультации по воспитанию».

На наш взгляд, существенно, что значительная часть родителей учащихся выпускных классов (98,3 %) удовлетворена деятельностью классного руководителя. Половина из них благодарна педагогу. Доля родителей, отметивших, что для них интересны родительские собрания выросла до 90,4 % вместо 65 % в 2007.

В 2010 году для 69,5 % родителей активная позиция классного руководителя выступает мотивом их участия в школьной жизни ребенка, для 60 % – собственное желание сделать жизнь ребенка интересной и насыщенной, для 65 % – доброжелательное и внимательное отношение педагогического коллектива к родителю.

Доля педагогов, прошедших обучение на курсах по проблемам воспитания 2007 – 55,65 %, в 2010 – 2010 – 85,07 %. Неслучайно, как один из эффектов качественного воспитательного процесса исследователями выделяется саморазвитие мировоззренческой позиции самого воспитателя.

Анализ динамики результативности позволяет сделать выводы о том, что:

- комплекс целевых программ «Содружество» оказал позитивное влияние на качество воспитания в Великом Новгороде.

- полученные результаты были достигнуты благодаря широкому информированию населения о достижениях и затруднениях системы воспитания, увеличению числа субъектов воспитательного процесса и развитию новых форм сотрудничества между ними, введению новых городских традиций, сохранению и увеличение сети клубов по месту жительства, созданию механизма поддержки творческих инициатив детей и молодежи для реализации социально-значимых проектов, созданию системы мониторинга качества воспитания, повышению компетентности кадров воспитания, расширению статей финансирования организации процесса воспитания.

- в Великом Новгороде реализуется открытая, саморегулируемая система воспитания, обеспечивающая личностное становление детей и молодежи. 

 

 

 


21 Апреля 2011 13:36:15

 Рейтинг(0): Плохо    
Комментировать
Вы не залогинены!
Услуги по изготовлению, размещению, рекламе и поддержке сайта в Великом Новгороде и области

СОДРУЖЕСТВО © 2008